"Человек – существо жадное до информации"
В наше время СМИ перестают быть привычным для многих инструментом, с помощью которого государство доносит до граждан важную для него информацию. Интернет внес в этот процесс свои коррективы. И не очень понятно, как в новых условиях власти взаимодействовать с населением. Об этом, и не только, на очередной встрече клуба «Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» говорили арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова и заместитель главного редактора ИА «Регнум» Игорь Павловский.
Иванова: Слушай, меня давно уже мучает вопрос, я думала, может, кто из зала задаст, но не задают. Меня все-таки про эту пятую информационную революцию, новости, агрегаторы и так далее. Вот в самом начале нашей беседы ты сказал, что да, СМИ – это от части инструмент, которым пользуется власть, когда она хочет донести до народа какую-то определенную важную информацию. Если народ не читает СМИ, а читает некие тексты, отобранные агрегатором, как же жить власти теперь?
Павловский: Тяжело (смеется). На самом деле, знаете, Ира, сейчас сформулирую позицию. Я не так давно по роду службы познакомился с печатными СМИ Ленинградской области. И там как раз эта проблема в полный рост. Что печатные районки не выполняют функции, не скажу, что во всех районах, но в части, не выполняют функцию передачи информации, по той простой причине, что их читающая аудитория сменилась на возраст 60+ - 65+. То есть электоральный вес еще есть, коммерческий и информационный практически не существует. И эту нишу четко и внятно заняли паблики в В Контакте. Там средняя аудитория, аудитория состоятельная, которая общается, ставит новости и так далее. Поэтому, что касается власти, вопрос в том, что нужно попасть в те каналы, которые читают люди. К сожалению, печатная пресса в первую очередь, и многие интернет-СМИ не всегда являются теми каналами, которые востребованы. Информацию не перестали потреблять. Человек – существо жадное до информации. Он будет всегда читать, будет смотреть. Задай нам вопрос, зачем мы прочитали эту новость. Вот почему я говорю про кинематографичность. Спроси любого человека, что тебе за дело до Сирии? Да то же самое, что до ди Каприо, утонул он или дополз-замерз… В общем по барабану - это кино. Так и новость в Сирии, что тебе до новости о Сирии – ну, ничего. Но тем не менее, человек потребляет эти новости, читает, смотрит, пытается сформировать свое мнение. Поэтому потребность в новостях будет, потребность в информации будет, проблема в том, что меняются каналы получения информации.
Иванова: Слушай, может, это разница, как раз в читателе. Всем известно, что американский читатель, потребитель новостей, он заточен на очень локальные новости, его интересует вот только его городок, ну может быть еще там плюс-минус несколько километров вокруг. А наши люди, они же глобальные, их же весь мир волнует.
Павловский: (смеется)
Иванова: Поэтому, что происходит в Сирии, здесь вопрос не только в кинематографичности…
Павловский: На самом деле, даже то, что касается местных новостей. Вот мы вспоминали Ленинградскую область, можно и Новгородскую вспомнить и посмотреть. Тот же, например, возьмем Валдайский район. Газета выходит тиражом 3000 экземпляров, открываем паблик в В Контакте, типичный какой-нибудь Валдай, и там мы наберем тысяч 13. Люди там черпают информацию, и там информация только местная. Тут распродажа, тут открылся рынок, тут еще что-то, тут еще что-то. То есть они продолжают черпать. Понятно, что масштаб русского человека он такой, космический. Нам все интересно…
Иванова: Нас волнует все.
Павловский: Но после того, как мы разобрались с Сирией, где купить сапоги подешевле, оно же все равно будет интересовать.