Признаки пятой информационной революции
Игорь Павловский, заместитель главного редактора информационного агентства «Регнум», общаясь с коллегами в рамках журналистского клуба «Место встречи – невский. 70. Старые и новые СМИ Петербурга», определил основные признаки пятой информационной революции. И сумел доказать аудитории, что она уже свершилась.
Иванова: Ну вот, тем не менее тема не про то, как много информационных агентств прекрасных и разных, которые чудесно работают на рынке Санкт-Петербурга и страны в целом, выбирают специализации и обеспечивают всех информацией по разным направлениям. А тему ты заявил, как «Пятая информационная революция». Вот, я честно говоря, пыталась посчитать, какая была первая, какая вторая, и, честно говоря, ничего светлого мне в голову не пришло, поэтому Игорь давай объясняй всем собравшимся, что ты имел в виду. (смеется) Какая была первая информационная революция, когда вторая, и как мы дожили до нынешней пятой?
Павловский: Классически считается, что первая – изобретение письменности, вторая, соответственно, книгопечатная, первая библия Гуттенберга, третья информационная революция – телеграф, телефон, возможность быстро передавать информацию на большие дистанции, четвертая информационная революция - появление сети интернет. И почему «пятая» назвал? На самом деле, пятой информационной революции как таковой нету, потому что все мы считаем, что четвертая случилась, и мы на ней остановились. На самом деле, я давно уже говорю, что сам интернет прибавил скорости передачи информации, если хотите, это была четыре+ революция. Если телеграф, телефон дали возможность передавать информацию, то она стала быстрее. Почему я говорю про пятую информационную революцию. С появлением социальных сетей, агрегаторов, появилась очень интересная штука, поменялся сам способ передачи информации. Если раньше до появления социальных сетей и появления генераторов, я лез в интернет и шел на сайт. То есть мое действие в принципе ничем не отличалось от похода к почтовому ящику. Только до почтового ящика нужно было дойти, чтобы вытащить газету, а здесь я забивал строчку на сайте и смотрел, что пишет «Коммерсант», ну желательно весь. То есть принцип оставался тот же самый: первая страница, сноски, колонки и так далее. Что произошло с соцсетями? Способ передачи поменялся в корне. Ключевым в передаче информации стал, если хотите, мой читатель. Сейчас очень сильно зависит от того, понравилась моя статья читателю или нет. Репост в сети Фейсбук хотя бы одного читателя с аудиторией в 1000 человек приносит дополнительно 30-40 просмотров. То есть все. Если раньше мне понравилась статья в газете «Коммерсант», то скольким людям я ее приду покажу? Ну 5-6 человек, ну 10, 11-й меня пошлет куда подальше. То здесь я ставлю репост, и даже не задумываюсь. То есть за счет того, что поменялась коммуникационная модель, мы оказались совершенно в другой ситуации. Начиная с того, что само понятие титульная страница, первый лист сайта перестала существовать как тема, куда завлекается читатель. То есть всегда было понятие передовица…
Иванова: Да.
Павловский: То есть мы открывали газету «Известия», основная статья - центральная. То сейчас абсолютно неважно, что находится на первой странице сайта. Если есть хороший материал, который дальше репостится по сетям, или там хорошо проиндексирован в поисковиках, то в дебрях он наберет гораздо больше, чем на первой странице. То есть к чему все говорю? Количество людей, зашедших на ваши первые страницы, кратно меньше попадающих к вам на сайт из поисковиков.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга. Посмотреть все публикации о мероприятиях проекта.