Андрей Степанов, ресурс «Планёрка»: «Больше всего курьёзов – в провинциальной печати»
В Рунете набирает популярность «Планёрка» – «ресурс «для журналистов и их читателей», посвященный работе СМИ, публикуемых в них забавным новостям и ошибкам. Редакция сайта объявила конкурс на лучший материал, посвящённый проблеме употребления буквы Ё, от обсуждения политики же сознательно отказалась. Директор и главный редактор «Планёрки» Андрей Степанов рассказал о становлении проекта, командной работе и любви к кавычкам-«ёлочкам».
− «Планёрка» имеет федеральный размах, это «всероссийский» проект, несмотря на то, что вы находитесь в Ростове. Сложно ли мониторить новости и следить за актуальной федеральной повесткой, не находясь в Москве?
— Слово «размах» пока чересчур громкое. Конечно, количество посещений нашего сайта и участников в соцсетях измеряется уже не сотнями, а тысячами. Но эти цифры пока не идут ни в какое сравнение с действительно крупными проектами. Трафик – задача на многие месяцы, если не годы. Фраза о том, что мы находимся в Ростове, не совсем верна: у нас несколько человек из Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Ярославля. Мониторить новости и следить за повесткой дня можно откуда угодно. Как и взаимодействовать друг с другом. Интернет давно решил эти проблемы.
— Легко ли в вашем регионе найти работу журналисту? Есть ли кадровый голод в местных СМИ?
— Я вряд ли могу считаться экспертом в этой области. Но, к примеру, в одной из своих подборок «Планёрка» проанализировала реальные зарплатные предложения журналистам и редакторам. Взяли пять крупнейших российских городов, сопоставили журналистские зарплаты с другими. Получилось любопытно и где-то неожиданно, рекомендую прочитать. Общий вывод: журналисту платят меньше, чем среднестатистическому жителю. Именно это в первую очередь заставляет выпускников журфака работать не по специальности. Впрочем, это лишь моя личная гипотеза.
— Выросло ли в российских СМИ число ошибок и глупостей на фоне осложнений внешнеполитической обстановки?
— Базовый принцип «Планёрки»: мы вне политики. И у себя на сайте прямо пишем: «Нас не финансируют Кремль, Госдеп или марсиане. И слава богу». Поэтому связывать что-то с политикой мы не будем. А ошибок и глупостей хватает во все времена, при любых политических режимах. Многие «хиты», которые присылают нам читатели, — просто забавные случаи, курьёзы, опечатки. Где-то недостаток таланта автора. Не думаю, что какие-нибудь санкции (или их отмена) на это влияют.
— Каким изданиям вы сами доверяете, кого реже всего ловите на ошибках?
— С момента нашего полноценного запуска прошёл всего месяц. Выборка нерепрезентативна. Но курьёзов, конечно, больше в провинциальной печати. Про доверие — это снова политический вопрос. Мы же любим обсуждать красоту текста, заголовка, игру слов. В этой связи для нас нет абсолютно никакой разницы, откуда взята информация — из «Коммерсанта» или «Вестей недели». Каждый из авторов «Планёрки» имеет свои взгляды. Мы часто спорим между собой по поводу политических моментов в российских СМИ. Но в «Планёрку» это не попадает, она создана для другого.
− Что приводит к вам больше читателей − сайт или соцсети? Какую из площадок вы считаете основной, на что тратится больше сил?
− Основная площадка — конечно, сайт. Соцсети мы воспринимаем как один из способов захода на сайт. Но на начальном этапе именно они приносят трафик на основную площадку. Сам сайт пока только раскручивается в поисковиках, «чистые» заходы на него немногочисленны. Зато соцсети иногда дают потрясающий эффект. На четвёртый день работы мы получили 32 тысячи уникальных пользователей. Это однозначно сработал «Фейсбук». Мы не тратим силы отдельно на сайт, отдельно — на сети. За редчайшим исключением всё, что появляется в соцсетях, берём с сайта. Но по мере развития становится понятно, что такое поведение нужно менять. И в «ВКконтакте», и в «Фейсбуке» будет расти число собственных постов, фотографий и видео, не связанных с сайтом. Ещё мы есть в «Твиттере» и «Одноклассниках», но пока эти площадки созданы больше для галочки. Времени и ресурсов не хватает.
− С чем связана ваша любовь к букве Ё?
− С тем, что это одна из 33 букв русского алфавита. Не Е с двумя точками, а буква, обозначающая самостоятельный звук. Мы не призываем расстреливать тех, кто не пишет Ё, однако полностью её игнорировать запрещено правилами русского языка. На деле неоднозначный статус буквы приводит к тому, что люди вообще её не пишут. И появляются всевозможные «давайте все передохнем», «новорОжденный», «все все сделали» и т.п. Отсюда и наше решение — лучше употреблять её везде, чем нигде. Тогда и ошибок не будет. Кстати, многие СМИ, в том числе федеральные, постепенно переходят на полную «ёфикацию». Это круто.
А ещё у нас есть подобные жёсткие требования к пунктуации. Мы используем только русское длинное тире и только русские кавычки-«ёлочки». Кто-то может посчитать это показухой. Но мы ведь сайт, который ищет ошибки у других. Зачем же самим писать неправильно?
− Проект развивается на чистом энтузиазме или приносит прибыль создателям? Сколько человек трудятся над «Планёркой»?
− Проект приносит создателям одни убытки, что вполне естественно для первого года существования. В качестве идеи «Планёрка» появилась в январе 2015 года, реализована была в сентябре. Понятно, что каждый день перед нами возникают трудности: и в части наполнения сайта, и с технической стороны. «Допиливать» сайт мы будем ещё не один месяц, поэтому о заработке сейчас никто не думает.
Мы запустили этот проект просто потому, что в наших рядах есть журналисты, пиарщики, технические специалисты, филологи, специалисты компьютерных наук, то есть те, кому «Планёрка» и так интересна. Хотя, что уж там скрывать, вопрос прибыли важен. В конце концов, если сайт не научится зарабатывать, голый энтузиазм быстро закончится у всех. А народу у нас мало, можно пересчитать по пальцам обеих рук. И все где-то ещё официально работают.
− В чем вы видите цель проекта? Нет ли у вас желания перебраться в столицу или развить сеть филиалов?
− Как я уже сказал, мы частично представлены в столице. Про развитие — нам бы выйти на более-менее стабильные показатели, чтобы можно было решать вопросы с рекламой и прочим финансированием. Пока нас лихорадит. Сегодня 40 тысяч просмотров, завтра и двух тысяч нет. Ядро аудитории не сформировано. То есть оно формируется сейчас. А уж потом, если всё получится, будем думать о глобальном.
Мы создаём ресурс, который должен быть полезен для журналистов и интересен их читателям. Цель для нас как создателей — дожить до того момента, когда сайт благодаря своему качественному контенту будет приносить больше, чем отнимать.
Игорь Коровицкий