«В экономике газеты важно все»
Январь 1994 года преподнес кингисеппцам приятный сюрприз: впервые увидела свет газета «Восточный берег» – ныне самое успешное издание не только Кингисеппского района, но и, пожалуй, всей Ленинградской области. Как удается газете оставаться на плаву, несмотря на многочисленные, экономические и профессиональные кризисы, мы попытались выяснить у главного редактора Сергея Кудрявцева.
– Сергей Игоревич, девяностые – очень непростой период. Вы осознавали степень риска, затевая собственное дело?
– У меня почему-то была твердая уверенность, что если я буду поступать определенным образом, совершать определенные действия, результат окажется самый положительный. Деньги тоже были. Если бы я не вложил их в газету, они бы просто разошлись, как это обычно и случается. Кроме того, на тот момент я уже прошел школу журналистики и самую бурную школу кооперативной издательской экономики. В кингисеппскую газету «За коммунизм» (теперь «Время». – Прим. ред.) пришел работать сразу после армии. Повезло – взяли без специального образования. В 1987 году несколько сотрудников газеты ушли в кооператив, я был его председателем. Занимались книгоизданием и выпускали, практически не выезжая из Кингисеппа, книги тиражом 250 тысяч экземпляров (каждый тираж – пять длиннобазных КамАЗов). Какое-то время издавали газету «Зеркало», в которой давали возможность работать журналистам, оставшимся «за бортом». А когда кооператив закончил свое существование, каждый стал пытаться делать что-то свое. Я всегда знал, что хочу делать свою газету.
– А когда у вас впервые возникло желание быть главным редактором?
– Однажды, когда учился во втором классе, я сказал родителям, что мне поручили в школе сделать две газеты – «За учебу» и «Колючка» (на самом деле никто и не поручал). Мама и папа (а он у меня тоже был журналистом) со мной всю ночь эти газеты делали. Так я стал редактором школьных газет. Думаю, даже если бы потом редактором школьной газеты назначили кого-то другого, я все равно выпускал бы что-то свое. Даже в газете «За коммунизм» к каждому празднику, ко дню рождения каждого сотрудника готовил стенгазету. Иными словами, редактором мне хотелось быть, сколько себя помню.
– И вы считали, что району нужна новая газета, что она будет востребована?
– Да, нам казалось, что действующая районная газета недостаточно информативна. Мы делали все для того, чтобы перекрыть недостающие направления. Самое главное, очень не хватало позитива. Мы старались среди разгула чернухи этот позитив найти.
До выхода первого номера «Восточного берега» полгода шла подготовительная работа. Да и первые годы пришлось трудиться очень плотно. Иногда казалось: все, конец, деньги кончаются, взять их неоткуда. И вдруг они откуда-то появлялись. Нужно отдать должное коллективу за титаническое терпение. Сейчас, спустя двадцать с лишним лет, я удивляюсь: откуда оно бралось? Ведь сложностей было много, в том числе технических. В редакции, например, стоял всего один компьютер, включенный практически круглосуточно. Если за ним не работал верстальщик, значит, садились работать корректор или наборщик. Материалы журналисты тогда еще от руки писали. Частенько мы задавали себе пугающий вопрос: если компьютер сломается, что мы будем делать? Это теперь у нас и компьютеров сколько нужно, и современное программное обеспечение, и всего другого в достатке.
– Как местная власть отреагировала на появление новой газеты?
– Никаких сложностей не возникло. У нас не было цели ссориться с властью. Напротив, мы имели в виду, что она существует, и даже попытались во многом изменить подход к информации о власти. Может быть, поэтому нам очень быстро дали понять, что готовы контактировать. Сейчас в работе местной власти со СМИ существует много методов, идеи которых принадлежат «Восточному берегу». Власти это очень помогает. Например, еженедельные пресс-конференции.
– Когда вы получили первый авторитетный отклик о вашем издании?
– В канун четвертого дня рождения газеты мы с нашим верстальщиком Андреем Князевым побывали на семинаре, организованном Советом министров Северных стран. Проводили его два популярных дизайнера, которых различные издатели нанимали за большие деньги с целью поменять облик своих газет и журналов. Эти дизайнеры разнесли в пух и прах все областные СМИ, а про «Восточный берег» молчат. И вдруг на экране появляется первая полоса нашей газеты, и один из ведущих комментирует: «А вот пример того, как правильно делать фоторепортаж на первой странице». Конечно, мы с Андреем были приятно удивлены. Как выяснилось, мы очень многое изначально делали правильно, руководствуясь интуицией. Нам потом еще много ценных советов дали, которые сразу же были успешно применены. Экземпляры наших газет эксперты забрали с собой. И даже попросили на них расписаться.
– Сергей Игоревич, что вы считаете главным в экономике газеты?
– Экономика газеты складывается из мелочей, в то же время в ней нет главного и второстепенного. Важна любая составляющая – и средства от опубликования официальных документов администрации и Совета депутатов, и областные субсидии, и средства от продажи тиража и рекламы.
В прошлом году, например, когда губернатор принял решение сократить всем областным газетам финансирование за публикацию областных материалов вдвое, это перекосило финансовую структуру всем. А «Восточный берег» и так никогда не получал эти деньги в стопроцентном объеме. Мы считаемся самым благополучным изданием в Ленинградской области, и потому при 64 страницах нам платили так, словно у нас страниц 30. И половину этих средств мы потеряли. Нужно было искать, чем перекрыть образовавшуюся «прореху». А ведь конец прошлого года и начало нынешнего и так были не из легких.
Что еще можно сказать об экономике газеты? Мы с самого начала ставили задачу минимального уровня подписки, в основном старались продавать газету в розницу. Во-первых, в девяностые годы то и дело случались финансовые кризисы, и, подписав людей на полгода, легко можно было оказаться с деньгами, которых хватает всего на месяц – что тогда делать? Во-вторых, почта стала выставлять нам такие счета за доставку, что абсолютно все средства, полученные от подписки, уходили почте, нам не доставалось ни копейки. Это, конечно, невыгодно. И поэтому мы подписываем только сельских читателей. А розничную цену подняли до восьми рублей только в этом году, в течение десяти предыдущих лет держали ее на уровне пяти рублей. Для сравнения: недавно я был в Норвегии, так там экземпляр газеты стоит в переводе на рубли рублей 300. Нам этих денег хватало бы на все, и даже за подписку почте при ее, как я уже говорил, огромных аппетитах.
Ну а в-третьих, мы поняли: продавая газету в розницу, мы имеем очень мощный сигнал обратной связи с читателем, еженедельно чувствуя этого читателя.
– Хотела спросить про рекламу. Ее в газете много. Рекламодатели с первого же дня выстроились в очередь?
– У меня часто спрашивают, что вы для этого делаете, сколько людей занимаются сбором рекламы? Я отвечаю: в отделе рекламы работает одна девушка, едва успевающая просто принять всю рекламу, не поднимаясь из-за стола. Почти сразу рекламодатели выбрали для размещения своей рекламы наше издание, потому что поняли: в «Восточном береге» она работает наиболее эффективно. У нас очень простая и понятная политика в этой области. Мы никогда не идем на уступки в плане скидок, кроме тех, которые у нас предусмотрены. Никто не может похвастаться, что сумел договориться на своих условиях, они для всех одинаковы, а это для людей очень важно – знать, что у всех одинаковые условия. Приходилось даже отказывать рекламодателям, не согласным с нашими условиями. Помню, на одном совместном с американцами семинаре меня представили как человека, у которого в газете очень много рекламы. Меня спросили: «Наверное, у вас район какой-то особенный?» На что я ответил: если бы дело было в особенностях района, рекламы было бы много и в других районных газетах – тогда их было еще две, не считая нашей. Сейчас две, включая нашу.
Сейчас у нас в каждом номере выходит больше 300 модульных объявлений, а в «жирные» годы выходило больше пятисот. Мелких частных объявлений – уйма. Мы просто не смогли бы договариваться с каждым клиентом отдельно. Но это и не нужно, ведь даже объявление в одну строчку «отдам котят в добрые руки» дает такой результат, что утром выходит газета, а к обеду малышей уже разбирают.
– Что, на ваш взгляд, нужно для того, чтобы СМИ пользовалось популярностью?
– Важно всегда вовремя поймать тему, которая висит в воздухе, и точно ее отразить. Это главная задача. И дать то, чего люди действительно ждут, не навязывая им ненужного. Информация должна быть преподнесена так, чтобы читатели понимали, кому из них она адресована, при этом оставаясь небезынтересной всем.
Основная масса материалов стекается в редакцию к понедельнику. В это время начинается работа над номером. Но бывает так, что за час до отправки в типографию во вторник появляется очень важный материал и мы переделываем полосы. Это крайне важно – до последнего держать руку на пульсе, чтобы в среду утром кингисеппцы получили самую свежую и оперативную информацию.
– Еженедельник «Восточный берег» пережил три российских кризиса. Какой ударил больнее всего?
– Я вообще не помню кризиса 2008 года. В тот момент мне даже показалось, что мы рванули вперед, потому что бизнес активизировался, количество рекламы увеличилось. Нынешний кризис, безусловно, внес свои коррективы. Но пока в основном в личные планы: пришлось их скорректировать, сосредоточиться на финансовых делах газеты. К счастью, наш запас прочности оказался таков, что мы просто заморозили зарплаты на прошлогоднем уровне и отказались от выплаты премий. Зарплаты у нас не такие уж маленькие, журналисты ситуацию понимают, никто не возражал против таких мер. По нашим расчетам, год постараемся закончить без, как говорится, «кассового разрыва». Другое дело, что хотелось бы, чтобы кризис быстрее закончился и мы бы могли развиваться дальше. Хочется верить, что это время не за горами.