"Мы живем от проекта к проекту"
Журнал «Город 812» представил на собрании журналистского клуба «Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» его главный редактор Сергей Балуев, возглавляющий издание уже более 15 лет.
Краткий экскурс в историю
Идея создать в Петербурге еженедельный журнал родилась уже более 15 лет тому назад у Леонида Давыдова (сейчас – известный политконсультант и ведущий популярного канала «Давыдов.Индекс») и Марины Полосаткиной (сейчас – генеральный директор издательского дома «Вечерний Санкт-Петербург»).
– Появилась мысль, что в мире есть еженедельные журналы, в Москве несколько штук, а в Петербурге – нет. И они решили его завести. Через какое-то (недолгое) время позвали меня. Мы журнал делали-делали-делали, менялись учредители несколько раз внутри компании. И вот в 2008 году учредители решили, что им все это дело надоело, а мы решили, что нам это не очень надоело. И стали искать деньги, чтобы все начать заново.
Для поиска денег даже делалась программа на 5 канале, после которой обнаружилось некоторое количество «интересантов». В итоге, журнал стал издаваться холдингом «Агентство журналистских расследований». Но так как название «Город» бывшие учредители решили оставить за собой, встал вопрос о новом названии.
– Мы выбрали какое-то количество названий: «Город+», «Город 812», «Петербургский город», еще какой-то «город». В общем, набор фраз со словом «город», я предложил такой список, и решили, что 812 – код города – это неплохо. Другое дело, что сейчас плохо. Меня куча народа спрашивает: «Что такое 812?» Видимо, пользуются только мобильными телефонами. Если бы написали 921, может быть, было бы понятнее, или, там, 78 – регион. Но 812 закрепилось, и оно есть.
Журналист, член правления Союза журналистов СПб и ЛО Юрий Светов: «По моему глубокому убеждению, «Город 812» – лучший городской журнал («Потому что других нет», – комментирует, смеясь, Сергей Балуев). Он был лучшим и тогда, когда были другие. И я езжу по стране, кое-где есть журналы, этот – лучший. И журнал чисто петербуржский».
Авторы
Главной «фишкой» издания, тем, что делает журнал узнаваемым и читаемым, главный редактор считает «набор тех людей, которые пишут…». И с удовольствием рассказывает о постоянных авторах издания, имеющих уже свою собственную аудиторию поклонников.
– Самый популярный у нас автор, если судить и по печатной версии, и по интернету – это Михаил Золотоносов. Он такой вот неистовый публицист и разоблачитель. Когда он начал у нас писать, это было еще когда журнал выходил без 812, он делал материалы на 2 полосы. Потом все больше, больше, и его материалы стали огромными. Но люди читают их до конца. Он человек, который имеет свою стойкую аудиторию. Можно поставить на сайт его материал, никуда его не продвигать, а 2-3 тысячи человек прочитают его в любом случае. Для непродвигаемого материала – это много. И я все время в поиске на сайте вижу «Золотоносов», «Золотоносов новое», «что написал Золотоносов». Есть Глеб Сташков, и у него совершенно другая аудитория. Она такая «ха-ха», но «ха-ха» с мыслями. Есть Антон Мухин, который последние годы занимается не только политикой, но и церковью, он тоже имеет свою устойчивую аудиторию.
Свою аудиторию имеет рубрика Ирины Бондаренко «Проехали». И, что удивляет главного редактора, у ее «женских текстов» есть не только поклонницы, но и поклонники.
– Когда мужчины мне говорят: «Я читаю в журнале две штуки, вас и Бондаренко», – мне кажется это удивительным. Из этих историй она делала книжки, по-моему, две уже вышло. Вообще, у нас ничего не уходит в отвал. Делаем инфографику – делаем книжку. Делаем колонки – делаем книжку. Виктор Богорад мне все время говорит: «Сережа, давай сделаем книжку из того, давай сделаем из этого».
Страна Ро
Сергей Балуев сам, конечно, является автором своего журнала, и у его редакторских колонок тоже есть поклонники. В их числе и арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова, поинтересовавшаяся, почему «страна Ро» и «президент Пу» перестали жить на страницах журнала.
– Сейчас, мне кажется, читатели становятся более простыми. Раньше ты написал «Пу», и все понимали, кто такой «Пу». Сейчас 10 человек спросят, «Пу» – это кто? А уж если я напишу не «Пу», а что-нибудь другое, ну железно 95% ничего не поймут. Вся журналистика, или все то, что ей называется, становится максимально простым. Это и есть главный тренд. Читатели не понимают иронии. Мне кажется, раньше мы писали какие-то ироничные тексты, и их все понимали, сейчас пишешь ироническую штуку, и ее понимают процентов 10. Меня это печалит, но я приспосабливаюсь, это факт, что сделаешь.
Почему это происходит? В числе причин Сергей Балуев отметил изменения и менталитета читателей, и способа чтения, и характера информации…
– Я, может, не понимаю, что происходит в головах, но оно происходит. Что-то меняется в головах читателя. По печатной версии это не очень поймешь, а по версии на сайте видно, что чтение зависит от кучи вещей. К тому же, у нас вообще меняется способ выхода на материал. Читатели выходят на него из Фейсбука, Телеграма, Яндекса, Гугла и так далее. И там главное – заголовок и попасть в тренд событий. Мы на Яндекс.Метрики то смотрим, то не смотрим. То стараемся не обращать на них внимания, то говорим: «Хайп надо словить срочно, сейчас про Сирию все пишут, и мы тоже напишем».
Председатель Союза журналистов СПб и ЛО Людмила Фомичева: «Я почитатель этого журнала и особенно колонок, которые пишет Сергей, с его эзоповским языком, с обращениями к восточной философии, к Конфуцию. В свое время я даже специально купила Конфуция и стала читать, чтобы лучше понимать Сергея Балуева».
О наболевшем
На уже ставший традиционным на встречах журналистского клуба вопрос «Планируется ли отказ от бумажной версии?» главный редактор журнала ответил, что пока нет. Столь же традиционно пояснив, что пока реклама в печатной версии стоит дороже. Однако отметил, что если раньше она была в 10-20 раз дороже интернет-рекламы, сейчас этот разрыв уменьшается. И, возможно, в какой-то момент уйти полностью в интернет будет выгодно.
– Но мне бы было очень жалко… Бумажный журнал по-другому устроен. Когда я беру неважно что, свой журнал или газету «Коммерсант», «Ведомости», я понимаю, как люди их делали. Сюда поставили фотографию, сюда текстик, и он у них главный… Я понимаю логику, конструкцию издания. На сайте это все по-другому. Нет, тоже можно выстроить, тут главное, тут не главное, но это не имеет очень большого значения, потому что читают по текстикам…
Впрочем, и качество текста становится в современном медиамире не таким важным. Главное – продвижение.
– В Петербурге, мне кажется, 80% новостей пишет «Фонтанка», и куча каких-то сайтов на этом паразитирует. Не только на этом, на всем. В Яндексе можно посмотреть источник информации. Источник один, потом 135 разных СМИ чего-то такое переписали. В большинстве случаев ничего своего они не дописали, просто изложили ту новость, которая была изначально написана. Я, в общем, как Мао Цзы, за то, чтобы расцвели 100 цветов. Но сейчас из этих 100 цветов – 95 цветы-паразиты, которые хапают чужое. И главным становится написать заголовок. Весь креатив строится на том, как ты напишешь. «Ксения Собчак облила водой Владимира Вольфовича Жириновского» или «Каким образом Ксения Собчак облила водой Жириновского» или «Зачем Ксения Собчак облила водой Жириновского». Вот в этом весь креатив, который строится. И вообще, у меня ощущение, что сегодня на рынке СМИ главный человек – это СММщик, который ставит в сети. И неважно, какого качества текст. Хороший материал Золотоносова или переписанный кем-то откуда-то текст СММщик может продвинуть одинаково хорошо. Золотоносова, может быть, даже хуже, потому что он большой.
Черезнедельник
Журнал «Город 812» продолжает выходить на бумаге, сохраняет подписку, но вот от формата «еженедельника» полтора года назад все же пришлось отказаться.
– Когда наш последний соинвестор, который покрывал наши кассовые разрывы, закончился, встал вопрос, каким образом покрывать их самостоятельно. Был выбор: перейти с еженедельного выхода на 2 раза в месяц или сделать какой-то толстой ежемесячник. Выбирая между этими альтернативами, мы выбрали вариант 2 раза в месяц. Это, конечно, путает достаточно много людей… Надо очень сильно любить журнал и следить за его графиком, чтобы понимать, вот в этот понедельник я покупаю журнал, а в следующий я не покупаю журнал. А вот в этом месяце у нас три понедельника, поэтому график сместился, что у нас периодически бывает. Объяснить никому невозможно. Следующей у нас была идея, что мы сделаем реже выход и переделаем наш сайт, сделаем новый сайт и будем там жить регулярной жизнью. Это мы сделали. Сейчас есть 2 сайта. Старый сайт online812, который живет своей интересной и замечательной жизнью. И новый сайт gorod-812, который публикует материалы журнала. Наша задача – достичь 10 тысяч в день посетителей, и мы боремся за то, чтобы продвигаться вперед.
Каким главный редактор видит будущее своего журнала? На вопрос о том, на сколько лет вперед оно планируется, Сергей Балуев смеется.
– Сначала мы планируем до лета дожить… Потом лето – очень сложное время, когда рекламодатели уходят в отпуск, и мы должны лето пережить. Потом начинаем жить осенью, живем мы осенью хорошо, доживаем до Нового года… И начинается плохой месяц январь – ужасный, когда нет рекламодателей. Потом мы начинаем жить снова… У нас есть проект «Рейтинг влиятельности», мы его делали-делали, а в этом году объединились с «Фонтанкой» и провели большое мероприятие в Эрмитаже, было неплохо. Журнал был набит рекламой по самые уши. И вот за счет этой рекламы, которой мы набили журнал, мы прожили до сегодняшнего дня… Вообще, мы живем от проекта к проекту. И живем очень туго.
Партнер проекта – интернет-канал Piter.tv.
Запись прямой трансляции встречи: https://piter.tv/conference/834/
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на нашем Youtube-канале SPBSJRU
Ссылки на материалы о всех прошедших встречах в рубрике "Проекты Дома журналиста"
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Проект реализуется при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Администрации Санкт-Петербурга.