"Русский Меценат" наводит мосты
Главный редактор альманаха социального партнерства "Русский Меценат" Аркадий Соснов поделился с участниками журналистского клуба "Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга" воспоминаниями о нелегкой доле спецкора, о работе "по разнарядке" в советские времена и, конечно, рассказал о создании и выпуске альманаха.
В этом году исполнилось 10 лет с момента выхода первого номера альманаха "Русский Меценат", изданного в канун Петербургского международного экономического форума-2008. В этом ноябре выйдет в свет 28-й номер издания, попечительский совет которого возглавляет генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
– Альманах социального партнерства "Русский Меценат" – это уникальное издание на постсоветском пространстве. Таких нет по целому ряду параметров. Нет изданий, которые бы системно, красочно рассказывали о благотворительности и социальном партнерстве. Нет изданий такого горизонтального альбомного формата. Альманахом мы стали не от хорошей жизни, с удовольствием бы были журналом, если бы могли выходить чаще. Альманах позволяет нам быть гибкими, варьировать и периодичность, и тираж, и сферу нашего распространения. Для нас 28 номеров за 10 лет – это изрядно. Наша главная задача – навести мосты между теми, кто помогает, и теми, кто нуждается в помощи.
Альманах выходит сейчас 2 раза в год, на 96 страницах, с переводом на английский язык. На встрече Аркадий Соснов рассказал интересную историю о том, как "Русский Меценат" обзавелся англоязычными страницами.
– Мы на определенном этапе нашли партнера в Лондоне и стали выпускать российско-британский альманах. Это был интересный эксперимент. Альманах полностью делался здесь в Петербурге и по электронным сетям передавался в Лондон. Мы провели шикарную презентацию на Пикадилли Серкус. На нее пришло 300 человек, и мы почувствовали, насколько этот проект востребован в Великобритании. Михаил Борисович Пиотровский, глава нашего попечительского совета, назвал "Русский Меценат" окном для русской культуры в англоязычный мир. К сожалению, партнер оказался несостоятельным, и мы стали продолжать выпуск альманаха уже просто в русско-английском формате. Это тоже дает большие возможности для маневра. Мы варьируем, скажем, иллюстрации в русской и английской частях. Мы можем даже заменять какие-то фрагменты текста, и это все интересно и полезно.
По инициативе и при участии альманаха регулярно проводятся публичные акции: устные выпуски, благотворительные концерты и аукционы. Особо стоит отметить День мецената – праздник благотворителей и социально ответственных компаний, который весной этого года прошел в Эрмитажном театре уже в 13-й раз.
– Наша задача – создавать и продвигать позитивные примеры. И в этом плане очень показательна аудитория Дня Мецената. Это праздник, который мы придумали и проводим совместно с Государственным Эрмитажем. Если вы посмотрите в зал, то увидите там как людей состоятельных и состоявшихся, так и людей, нуждающихся в помощи. Часто бывает так, что эти люди находят друг друга и уже продолжают сотрудничать без нас.
Как сказала ведущая встречи, арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова, " Аркадий в октябре стал гостем нашего клуба совершенно неслучайно. Именно в октябре этот заслуженный, известный журналист отмечает свой юбилей". Юбиляра попросили рассказать о пути в журналистику. Оказалось, что после школы Аркадий Соснов отправился учиться вовсе не на факультет журналистики, а на химический факультет Технологического института.
– Большое спасибо папе с мамой за их гены. Папа был учителем химии, а мама – учительницей русского языка и литературы. И вот эти два начала как-то во мне живут. Поступил я в технологический институт Ленсовета под влиянием папы в большей мере. И годы, проведенные в Техноложке и в НИИ Нефтехим, где я отработал, как положено было после распределения, как-то повлияли на устройство мозга. Я к любой задаче, и журналистской, и творческой, стараюсь подходить системно.
Первым СМИ, в котором начал публиковаться Аркадий Соснов, стала кузница журналистских кадров Ленинграда – газета "Смена", в которой он проработал почти 13 лет. После перешел в газету научного сообщества "Поиск", с которой продолжает сотрудничество по сей день.
– "Поиск" – это московский еженедельник, и он очень много дал мне в плане контактов с выдающимися учеными и лидерами образования. Я довольно близко знаком с Жоресом Ивановичем Алферовым, даже книги вместе сделали. Имел счастье дружить с Натальей Петровной Бехтеревой. Сейчас и для меня, и для альманаха один из основных партнеров – Политехнический университет и его ректор Андрей Иванович Рудской. Я много писал об ИТМО и о талантливых учениках школы программирования. В том числе об их самом выдающемся ученике, Гене Короткевиче, у которого наивысший в мире рейтинг по программированию.
Напомним, что "Русский Меценат" в декабре прошлого года представил в стенах Дома журналиста устный выпуск альманаха, посвященного теме "Умный город". В числе оживших героев его страниц был и Геннадий Короткевич. И на беседе с Аркадием Сосновым в зале было много людей, о которых он писал в альманахе, ставших уже не просто героями публикаций, а настоящими друзьями. Например, бизнесмен и меценат Мусса Экзеков, сделавший неоценимый вклад в создание музея оловянного солдатика, – герой номера, который выйдет к Культурному форуму.
– Мусса Хабалевич Экзеков и мой давний товарищ по журналистике Владимир Геннадьевич Гронский (директор Музея Суворова, при котором создан Музей оловянного солдатика, – прим. ред.) сейчас здесь и сидят рядом. Это здорово. Это как раз пример социального партнерства, за которое мы ратуем. Но Мусса Хабалевич замечателен не только своим щедрым даром. Я как журналист ищу людей, несущих определенную миссию. Миссия Муссы Хабалевича – это спасать свой этнос. Он абазин – это кавказский народ численностью 35–40 тысяч человек. И человек, родившийся там, живущий и работающий в Петербурге, ставит своей целью сделать так, чтобы сохранилась культура, язык этого народа. Это замечательно.
Большой журналистский опыт приобрел Аркадий Соснов, с 1994 года работая спецкором московских изданий: "Московские новости", "Огонек" и "Литературная газета". И что такое собкоровская нелегкая доля, вкусил в полной мере.
– Знаете, что такое собкоровские мучения? Это ты своего, можно сказать, ребеночка куда-то отдаешь… А в Москве ему поотрубают пальцы ног и рук, уши. Или просто возьмут какой-то абзац из твоего материала и используют в своем обзоре.
Находящийся в зале друг и коллега по собкоровской жизни Юрий Светов улыбается. Собкоровские мучения ему тоже весьма знакомы. Он отмечает, что институт собкоров "постепенно вымирает, замещаясь блогерами". И спрашивает коллегу: "Помнишь, когда мы собирали Гильдию собкоров в Доме журналиста, к нам на встречу безропотно приходил губернатор Яковлев и отвечал на все вопросы, в том числе и неприятные. И другие руководители города приходили. Ты сейчас можешь себе представить, что на какую-то встречу, организованную журналистами, придет губернатор и будет с готовностью отвечать на все, о чем его спрашивают?" Аркадий Соснов улыбается: "Губернатор мне поздравление с юбилеем подписал. Да, не пришел, но не все сразу. Мы же еще не знакомы". И уже серьезно добавляет: "Я хотел бы верить, что нормальный контакт журналистики и власти наладится, восстановится".
С мнением коллеги, что главное преимущество современной журналистики по сравнению с советской – это свобода выбора тем и героев, Аркадий Соснов сразу соглашается. Возможно, молодым журналистам сейчас заявление о журналистской свободе покажется странным. Но все познается в сравнении. Те коллеги, которые помнят взятие интервью у передовиков производства по разнарядке, наверняка, согласятся.
– Я работал не в идеологических отделах "Смены", и меня вопросы "линии партии" касались меньше. Но я писал, например, про руководителей комсомольских молодежных бригад или центров научно-технического творчества "по разнарядке". Бывало, что герои оказывались действительно интересными людьми, настоящими лидерами в работе и творчестве. Но иногда просто приходилось придумывать им биографии. Я помню свои мучения…. Для меня самый большой минус советской журналистики – это, наверное, все-таки большое количество такой обязаловки, которую нужно было делать.
Тем не менее, плюсы и минусы есть во всем. Например, комсомольской газете "Смена" Аркадий Соснов остался очень благодарен за возможность путешествовать. Благодаря журналистским командировкам он объездил всю страну, побывал и на Камчатке, и в Уренгое, и на Кольском полуострове, где сверхглубокую скважину бурили, и в самой южной точке СССР Кушке, и на гору Говерлу в Карпатах поднимался, и даже до «последних из удэге» добрался. Благодаря таким поездкам выпустил две книжки. Аркадий Соснов рассказал интересную историю из жизни о своей первой книге.
– Газета позволяла публиковать материалы с продолжениями. Такие вот "колбаски" у нас были. Работали мы в замечательном Доме прессы, редакция – на втором этаже, Лениздат – на шестом. Нужно было попасть в заявку, и тебе помогали сделать книгу, посчитав, что тема того стоит. Я, наверное, одним из первых в нашей ленинградской журналистике писал об экологии. Подобралась серия очерков на эти темы, и я подготовил рукопись под названием "Обретенная природа". Там была и Куршская коса, и Вепсский лес, и другие ленинградские заказники. Книжка вышла небольшим форматом, с фотографиями, в том числе нашего коллеги Игоря Сидорова, который возглавлял долгое время Союз журналистов. И как-то мы с ним приезжаем в Петрозаводск. Журналистская поездка была, мы отработали программу, и я говорю: "Игорь, давай съездим в заповедник Кивач". Время было уже послеобеденное, пока доехали, уже стемнело. Все закрыто, к водопаду к нам не подойти. Какой-то мужичок говорит: "А вы постучите в окошко, там живет заместитель директора". Мы стучимся, говорим: "Мы журналисты, пустите нас, покажите нам". Слышим, буквально, брань: "Уходите отсюда, дайте отдохнуть. Какие вы журналисты? Настоящие журналисты – вот такие книжки пишут". И в окошко показывает эту маленькую книжечку "Обретенная природа". Конечно, нас впустили в итоге.
Но в целом моду на писательство книг, развившуюся в последние годы в журналистской среде, Аркадий Соснов воспринимает с улыбкой. Даже ироничный стих на этот счет написал несколько лет назад:
Коллеги пишут книги,
Я радуюсь, как псих,
Газетные вериги
Отныне не для них.
Сомнения отринув,
Вступаю в "Буквоед",
На полках и витринах,
Чего здесь только нет.
<...>
Я к славе не приучен,
В том не моя вина,
А просто в прозе лучше
Татьяна Москвина.
Вернусь в свою газетку,
Не тратя лишних слов,
И напишу заметку
Проворней всех Лурьёв.
Ее забудут завтра,
Газета новых ждет.
Прожорливей кадавра
Она заметки жрет.
Вот так, душа Тряпичкин,
Такие, брат, дела,
Для книги ни странички,
Газета все взяла.
В завершение встречи, по просьбе ведущей, Аркадий Соснов поделился своим представлением о настоящем и будущем журналистики:
– Начну с того, что, на мой взгляд, Санкт-Петербургу не повезло. Потому что в таком городе, как наш, должна быть как минимум одна федерального значения газета, а может быть, и две. Вот возьмите Германию, в каждом крупном городе, столице Земли, есть одна федеральная газета с севера до юга. То, что произошло у нас, особенно обидно смотрится на контрасте с Хельсинки. Все население Финляндии примерно такое же, как в Петербурге. И в столице выходит "Хельсинки Саномат" тиражом около 550 тысяч экземпляров, да еще и несколько выпусков в день. Когда тебе подкладывают в шесть утра под дверь газету (вы знаете, как почта у нас работает, у нас это не пройдет), то ты эту газету поневоле возьмешь и будешь читать. Если говорить о будущем, я уверен, что традиционная пресса, хотя и будет сокращаться в объемах, сохранится. Тяга к живой материи газетной останется. Я считаю, что она в каждом человеке сидит, как тяга к книге. Появление электронной книги отнюдь не исключило наше желание подержать в руках красивый томик, тем более, если им можно зачитаться. А такие качественные издания, как "Русский Меценат", безусловно имеют перспективу. Они должны быть, и они будут.
Запись прямой трансляции встречи на сайте партнера проекта PITER.TV
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на нашем Youtube-канале SPBSJRU
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга. Посмотреть все публикации о мероприятиях проекта.