АСМИ цементирует информационное поле Северо-Запада
Беседа с председателем Ассоциации СМИ Северо-Запада Александром Потехиным, прошедшая в журналистском клубе "Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга" 26 ноября, была не просто интересной, но и разносторонней. Участники обсудили не только деятельность Ассоциации, но и потерю медиамонополии на новости и каналы доставки, журналистское образование и многое другое.
Ассоциация СМИ Северо-Запада была образована в 2000 году. Учредительные документы подписали 19 руководителей СМИ. Сейчас в Ассоциации более 100 членов из всех регионов Северо-Западного Федерального округа, от Санкт-Петербурга до Ненецкого автономного округа.
– Я для начала хочу сказать, не без гордости, что Ассоциация сама по себе уникальное образование, в России больше нет структур, которые бы так цементировали информационное пространство. Медийное пространство Северо-Запада, мне кажется, в какой-то степени является зеркалом всей российской журналистики. У нас очень разные регионы. Есть столичный город Санкт-Петербург, есть Крайний Север, есть приграничные территории, есть условно, с хорошей точки зрения, глубинка. Поэтому пространство Северо-Запада в принципе является маленькой моделью России, нашей Родины. Конечно, наше медийное пространство – это калейдоскоп. Это достаточно разноцветное лоскутное одеяло. Но общие проблемы и общие стремления, безусловно, есть. Я бы сказал, что в целом, как и по стране, масс-медиа Северо-Запада уже пережили кризис, связанный с детской болезнью боязни Интернета. Еще три года назад нам приходилось объяснять коллегам: "Вы знаете, это нестрашно, когда газета имеет сайт". "Ой, – говорили коллеги. – Если будет сайт, так ведь туда перебегут наши читатели". С этим покончено, все уже прекрасно понимают, что сайт только увеличивает количество потребителей. Мы преодолели эту болезнь, как и во всей стране. Мы давно стали мультимедийными, и сейчас фактически по всему Северо-Западу, даже на районном уровне, на местном уровне, мультимедийность рулит, как говорят наши с вами дети и внуки.
Конечно, так же, как и в России, да и в целом в мире, медиа Северо-Запада сейчас переживают непростые времена. Нарастание тревожных симптомов Александр Потехин связывает с несколькими факторами, привнесенными в медиажизнь Интернетом.
– СМИ потеряли две очень важные вещи, которые делали их королями на информационном рынке. Они потеряли монополию на новость, потому что новость появляется и распространяется быстрее, чем она будет напечатана в газете или показана по телевидению, и новость существует секунду. Через 5 секунд это уже не новости, их читают сотни, тысячи, сотни тысяч, миллионы людей. И что самое страшное и тяжелое – СМИ потеряли монополию на каналы доставки. Дело в том, что новость новостью, но ее можно обсудить. И сейчас СМИ очень много любят обсуждать, они вместо фактов, приноравливаясь к тому, что они потеряли право на новость, превращаются в рупоры мнений, обсуждений, перемусоливания чего-то. И это тоже неплохо… Но то же самое можно сделать в сети.
– То есть сеть монополизировала каналы доставки? – интересуется арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова.
– Она не монополизировала… Я бы сказал, что сеть-то тоже уходит в прошлое, вот в чем проблемка. Мы начинаем приноравливаться к сети и обнаруживаем, что сеть уже понятие устаревшее. Сайт – обязательная штука для каждого СМИ. Но мы заходим на сайт, не потому, что садимся и говорим: "Так, а не посмотреть ли что творится на сайте, допустим, "Коммерсанта"". Нет, мы лезем в сеть, нам там что-то прилетает, мы быстро переходим, читаем именно это и, может быть, еще глянем на боковые столбики, потратив 2 секунды, чтобы понять, читать это или нет, и убегаем.
– В лучшем случае, мы посмотрим, какое СМИ это написало, – отмечает Ирина Иванова.
– Кстати, да. Может быть, даже нам и неважно, какое это СМИ. Года два назад я выступал в Петрозаводске с лекцией. Там же читал лекцию мой московский друг Володя Змеющенко, прихвативший с собой сына-пятиклассника. После завтрака мы идем по коридору и обсуждаем, что будем рассказывать редакторам со всей Карелии. Как раз о том, что сейчас рулят сети. И вдруг его сын открывает рот и говорит: "Па, че вы говорите все о сетях? Сети – это отстой. Мы в сетях сидели в прошлом классе. Сейчас же все сидим в Телеграме". Вот так.
На вопрос председателя Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Людмилы Фомичевой, ведет ли АСМИ анализ того, сколько СМИ закрылось на Северо-Западе, Александр Потехин говорит о том, что статистика в этом деле получается "от лукавого".
– Ни для кого не секрет, что те средства массовой информации, которые официально зарегистрированы Роскомнадзором, и те средства массовой информации, которые действительно существуют, это две большие разницы. Казалось бы, чего проще, регулярно обращаться в Роскомнадзор, с которым у нас хорошие отношения, и говорить: "Покажите-ка нам динамику. Сколько у вас было, сколько сократилось". На самом деле, пульсация больше-меньше по регистрации в Роскомнадзоре не имеет никакого отношения к действительности. Формально зарегистрированные СМИ могут не начать выходить или перестать выходить год-два-три назад, но их просто не успели ликвидировать. А когда значимое и существующее средство массовой информации ликвидируется, то это видно. Так было, когда у нас закрылось "Невское время", и так далее.
АСМИ в своей работе приходится порой защищать и журналистов, и СМИ от тех или иных напастей. На провокационный вопрос ведущей, а нужно ли всех защищать, сохранять рабочие места, с учетом того, что уровень подготовки некоторых журналистов не слишком высок? Может быть, в этой конкуренции выживет сильнейший...
– С моей точки зрения, надо на эту проблему смотреть с другого конца. Надо хорошо готовить журналистов. Несмотря на все тревожные сигналы, которые посылает рынок, постоянно растет количество ребят, которые выбирают профессию "журналистика". И наша задача – участвовать в выработке образовательных стандартов. Участвовать в процессе подготовки журналистов. Мне очень приятна позиция Николая Михайловича Кропачева, ректора нашего Санкт-Петербургского государственного университета, который просто одержим идеей, что "танцы" должны заказывать работодатели. Он привлекает работодателей. И на факультете журналистики процесс вовлечения работодателей сейчас силен как нигде, мне кажется. Это началось только года 3-4 назад, и мы уже дважды проводили серьезные семинары-вебинары с привлечением специалистов вузов о том, как сблизить образовательные стандарты с профессиональными. Ассоциация участвует в этом процессе. Мы, как жирафы, хотим высовываться. Когда все всем говорят не высовываться, мы высовываемся.
Каким же, по мнению председателя АСМИ, должен быть современный журналист, чтобы хорошо себя чувствовать в этом новом информационном непонятном пространстве? Какими навыками владеть?
– Журналист должен быть очень поджарым. Он должен быть одержимым. Он должен понимать, что ему ежедневно, невзирая на все его заслуги, нужно будет доказывать свою эффективность. Он должен очень внимательно смотреть по сторонам и уметь ловить сигналы о происходящих событиях. Он должен быть мультимедийным. Современный журналист всегда должен иметь с собой гаджет, по крайней мере, смартфон, чтобы, оказавшись где-то, увидев что-то, не только передать информацию, но и успеть сделать снимок и видео. Но это, если говорить про журналистов, которых ноги кормят, про журналистов-новостников, которым сейчас хуже всего, потому монополия на новости утеряна. Если мы говорим об авторах колонок, обозревателях, то мне представляется, что у них немножко другая ситуация. Для них наиболее важны два момента. Первый – это очень хорошее владение предметом, человек должен быть образован и понимать, о чем он пишет. Второе – личная смелость, я бы даже сказал, мужество. Мы можем долго говорить о том, есть у нас цензура в стране или нет цензуры, ужесточается ли режим, не ужесточается, и прочее, прочее. Но даже если вывести за скобки государство, существует масса других центров влияния, в том числе агрессивных. Человек, который высказывает мнение, делает аналитику с выводами, должен быть смелым человеком. Потому что сказать то, о чем другие не говорят, это определенное мужество, и мне представляется, что шагнуть из окопа может человек, у которого есть определенное стремление, есть адреналин.
В конце октября Ассоциация уже в 16-й раз проводила Большой Форум СМИ Северо-Запада, на котором, в том числе, объявляются итоги конкурса "СеЗаМ". В начале 2019 года тоже пройдут важные мероприятия.
– В январе пройдет заседание Правления Ассоциации, которое определит планы работы на 2019 год. Через некоторое время после правления состоится Малый Форум. Мы проводим не только большие форумы, но и Малые, всегда выездные. В каком городе он пройдет, я сейчас я не готов сказать, но, конечно, это будет событие для той области, где это будет.
На вопрос о том, сколько должно быть в городе, в регионе журналистских организаций, Александр Потехин улыбается:
– Пусть расцветают 100 цветов и соперничают 100 школ. Если журналистам, издателям, главным редакторам нужно будет еще 10 каких-то образований, пусть будет еще 10 образований. Общественные структуры должны служить обществу. Если будет запрос, они будут возникать и будут востребованы.
Запись прямой трансляции встречи на сайте партнера проекта PITER.TV
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на нашем Youtube-канале SPBSJRU
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.
Посмотреть все публикации о мероприятиях проекта.