Индекс развития медиасферы – 2017
«Индекс развития медиасферы – 2017» опубликовали фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа ЦИРКОН. В общем рейтинге 85 российских регионов Санкт-Петербург занимает 2 место, Ленинградская область – 15. На первом месте – Москва, на последнем – Республика Ингушетия. На основе анализа данных за последние три года исследователи пришли к выводу, что ключевым фактором, влияющим на медиасферу в российских регионах, остается финансирование из региональных бюджетов.
Индексы
Для расчета индекса развития медиасферы используется в общей сложности 50 различных индикаторов, разделенных на пять частных индексов. Надо отметить, что Москва на первом месте и Санкт-Петербург на втором – практически по всем позициям. Единственный рейтинг, где первые места распределились иначе, – это «Состояние аудитории», отражающее доступ к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию. По этим индикаторам лучшим оказался Ямало-Ненецкий АО, Москва заняла второе место, на третьем – еще один «северный» регион, Ханты-Мансийский АО – Югра, а Санкт-Петербург – на четвертом.
Частный индекс «Состояние среды для работы средств массовой информации»
10 индикаторов, включающих в себя охват населения радиовещанием, возможность принимать программы аналогового телевещания, средняя плата за доступ в Интернет, объем рекламного рынка региона, инвестиции в основной капитал на душу населения, уровень активности политических процессов, доля населения с высшим образованием.
На первом месте – Москва (2,76), на последнем – Республика Крым (1,03).
Санкт-Петербург – на втором месте со стабильно растущим рейтингом 1,50 (в 2016 г. – 1,45, в 2015 г. – 1,41). Ленинградская область – на 26 месте с, увы, стабильно падающим индексом 0,13 (2016 г. – 0,23, 2015 г. – 0,48).
Частный индекс «Состояние и активность основных стейкхолдеров»
10 индикаторов, отражающих влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу СМИ.
На первом месте – Москва (3,27), на последнем – Республика Тыва (-1,30).
Санкт-Петербург – на втором месте с индексом 1,40 (2016 г. – 1,49, 2015 г. – 1,65), Ленинградская область – на 47 месте с отрицательным индексом -0,21 (2016 г. – -0,02, 2015 г. – 0,58).
Частный индекс «Состояние аудитории»
10 индикаторов, отражающих доступ к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию.
Единственный индекс, в котором Москва и Санкт-Петербург уступили свои лидирующие позиции.
На первом месте – Ямало-Ненецкий АО с индексом 1,00, Москва – на втором (0,98), Ханты-Мансийский АО – Югра и Санкт-Петербург имеют в этом году одинаковый индекс 0,84. Ленинградская область расположилась в начале третьего десятка с индексом 0,08 (таким же, как в Тюменской области и Республике Северная Осетия – Алания).
Частный индекс «Состояние самих СМИ»
12 индикаторов, включающих в себя и средний уровень заработной платы сотрудников медиа, и количество зарегистрированных СМИ, и количество киосков периодической печати, и уровень диверсификации по типам собственников и источникам финансирования.
На первом месте – Москва (2,46), на последнем – Республика Ингушетия (0,89).
Второе место вновь занимает Санкт-Петербург с индексом 2,22 (2016 г. – 2,47, 2015 г. – 1,7). Ленинградская область по этому показателю вошла в первую десятку – шестое место с растущим индексом 1,09 (2016 – 1,00, 2015 – 0,44).
Частный индекс «Состояние медиаконтента»
Единственный индекс, включающий в себя только экспертные оценки по следующим 8 индикаторам: уровни достоверности и оперативности информации в СМИ, ориентированности журналистики на власть и население, профессионализма СМИ, развития СМИ, отражающих интересы социальных меньшинств, самостоятельности выбора журналистами тем редакционных материалов и степени полноты информации в СМИ
Первое место – Москва (2,17), последнее – Курская область (1,32).
Санкт-Петербург – на втором месте с индексом 1,98 (2016 г. – 1,59, 2015 г. – 1,79). Ленинградская область – на 29 месте с индексом 0,20 (2016 г. – 0,01, 2015 г. – 0,27).
Выводы
Подводя итоги, исследователи отмечают, что различия в развитии института СМИ в сильнейших и слабейших регионах очень велики. «В известной степени можно говорить о серьезных дисбалансах развития сферы масс-медиа, что создает определенные риски социально-экономического развития страны». Еще один неутешительный вывод – это глубокая взаимосвязь развития медиасубъектов и медиаконтента с условиями деятельности СМИ и активностью основных стейкхолдеров. Относительно независимым является только индекс, характеризующий состояние аудитории.
Руководитель ЦИРКОНа Игорь Задорин: «Трехлетнее исследование демонстрирует, что ключевое влияние на развитие медиасферы в регионе оказывает скорее государство и бизнес, чем потребители информации».
По данным исследования, на 2017 г. регионы запланировали потратить на прямое и косвенное финансирование средств массовой информации 40,4 млрд руб., что лишь на 8% ниже аналогичных трат в 2016 г. Поддержка по-прежнему сопоставима со всем региональным рынком рекламы. Годовые затраты регионов в 2017 г. в расчете на одного жителя в среднем составляют 156 рублей. Самый низкий уровень – в Пермском крае (13 руб.), самый высокий – в Ямало-Ненецком автономном округе (4920 руб.). На Москву приходится почти 30% расходов региональных бюджетов, в расчете на каждого жителя столичный бюджет тратит чуть менее 1000 рублей.
Исследователи с сожалением отмечают, что наличие в регионе талантливых журналистских коллективов не проводит к существенным изменениям в региональной медиасфере. И изменить эту ситуацию можно только изменив отношение к регулированию медиа, систему финансирования СМИ, а также развив инфраструктуру.