Секреты поиска работы
Как подготовиться и успешно пройти собеседование при поиске работы? На семинарах в Союзе журналистов мы продолжаем обсуждать наиболее важные и острые вопросы, связанные со сферой трудоустройства и занятости населения, пытаясь расширить кругозор наших коллег. К тому же во многом от освещения в СМИ этой проблемы зависят грамотность и подкованность наших читателей, слушателей и зрителей. Открыла встречу и ответила на вопросы журналистов ведущий психолог Центра занятости населения Санкт-Петербурга Ксения Власова.
PR-директор «Первого канала – Санкт-Петербург», PR- и HR-консультант Ирина Иванова провела практический тренинг, предложив журналистам в форме интерактивной игры посмотреть на себя со стороны как на потенциальных соискателей. Почему перед собеседованием нас одолевает страх или почему мы производим не лучшее впечатление на работодателя? Почему мы не спешим показать работодателям свои лучшие стороны? Тем, кто ищет работу, очень важно научиться преодолевать свой страх, не позволяя занижать самооценку. И не только психологические аспекты важны. Например, многие, причем не только начинающие специалисты, ленятся узнать побольше о компании, куда идут устраиваться на работу. А ведь так несложно провести небольшой аудит, собрав элементарную информацию о компании в Сети. Ведь это можно сделать за несколько минут с помощью смартфона. Но почти каждого соискателя ставит в тупик даже элементарный вопрос о том, что они знают про деятельность компании. Поэтому и складывается несерьезное впечатление о кандидате. Или такой элементарный сегодня вопрос о социальных сетях не должен вызвать паузу в разговоре. Но даже если собеседование оказалось нерезультативным, это еще не повод усомниться в себе. Отрицательный результат тоже важен, ведь приобретенный опыт может пригодиться в будущем при условии работы над ошибками.
Некоторые универсальные советы подходят всем, кто ищет работу, но есть сферы, в которых действуют свои правила игры, не сразу понятные новичку. Об этом рассказала член Совета директоров компании «Максидом», журналист, кандидат экономических наук Мария Евневич. (Кстати, немало интересных рассуждений и советов на тему карьерного роста, корпоративной этики и трудоустройства можно найти в ее блоге на сайте «Делового Петербурга»). Любому человеку важно определиться, в какую сторону он собирается идти. Одна ситуация царит в мире творческих профессий, таких как журналистика, совсем другая – в коммерческой области и сфере продаж. Людям творческим очень трудно переквалифицироваться, у них нет представлений о работе в четко структурированных компаниях, где не терпят опозданий и где все подчинено четкому плану. Человеку, работавшему долгое время в СМИ, трудно перестроиться, даже если в его редакции существовало понятие «дедлайн» – четкие срокои сдачи работы.
Почему одних зовут на собеседование, а других нет? Как часто на форумах и в соцсетях люди скептически замечают, что их резюме никто не читает. Руководитель департамента внутрикорпоративных коммуникаций компании «Юлмарт» Ольга Останина рассказала о том, как происходит знакомство с поступившими резюме, и о том, какие просчеты допускают сами кандидаты. В крупные компании сегодня ежедневно поступает несколько сотен резюме. Однако большая их часть сразу же выдает непродуманность действий кандидатов, приславших резюме без оглядки на конкретную вакансию. Как правило, подготовленное когда-то резюме отправляется всем подряд работодателям. Соискатели даже не обращают внимание на то, какая должность была указана в вакансии. И таких соискателей вряд ли захочется пригласить на собеседование. Сегодня рекрутеры пользуются специальными сервисами и программами, чтобы упростить и систематизировать работу по отбору нужных кандидатов. И если вы не предложили грамотно свои услуги в первый раз, второго шанса уже может и не быть, даже если появится еще одна вакансия в этой компании. Программы помогают отслеживать все потоки резюме.
Современные технологии приходят на помощь и соискателям, начиная от сбора первичной информации о ситуации на рынке, о чем подробно говорили наши эксперты на семинаре, заканчивая визуальным оформлением резюме, подготовкой творческого потфолио и отслеживанием новых вакансий. Начальник отдела развития информационных систем Центра занятости Санкт-Петербурга Кирилл Шендера рассказал о нескольких успешных онлайн-проектах, помогающих желающим получить информацию о вакансиях. Например, активно развивается государственный портал r21.spb.ru, достигший посещаемости три тысячи уникальных пользователей в день. Кстати, между тематическим сайтом Союза журналистов pressjob.ru и этим проектом налажена партнерская связь, и журналисты могут своевременно видеть обновления вакансий СМИ.
Сегодня, особенно в творческих сферах, активно развивается сегмент услуг фрилансеров. И в сфере средств массовой информации, кстати, тоже. Находит эта тенденция свое отражение и в многочисленных резюме. К сожалению, работодатели нередко скептически относятся к фрилансерам. И вот почему. Многие соискатели пытаются замаскировать под фриланс многолетнее отсутствие работы, а иногда нежелание работать. Тень падает на всех фрилансеров сразу. А совет такой: ссылаясь на статус фрилансера, перечислите в резюме, в чем реально заключалось ваше сотрудничество с той или иной редакцией.