Совет специалиста: «Резюме – это не автобиография»
Петербургский Союз журналистов начал цикл встреч в Профи-центре в рамках проекта «Работа!». На семинарах практической направленности эксперты медийной и кадровой сфер будут давать советы журналистам, находящимся в активном поиске работы.
Первая встреча была посвящена теме самопрезентации. Казалось бы, простая вещь − составление резюме, подготовка к собеседованию, собственное позиционирование в общении с работодателем и т. д. Но, как оказывается (и с этим согласились участники семинара), не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
На встречу пришло много наших коллег. Половина из них – фрилансеры. Представляла экспертов ведущая семинара – член Правления СЖ Татьяна Чернейко, принимающая активное участие в проекте «Работа!».
Ведущий специалист «Межотраслевого центра кадрового проектирования» Екатерина Битюкова рассказала о типичных просчетах соискателей при заполнении резюме, во время телефонных переговоров, на собеседовании. Участники семинара немного удивились, услышав советы по дресс-коду, однако, как посоветовала эксперт, им не стоит пренебрегать.
Почти все эксперты так или иначе говорили о том, что к составлению резюме нужно подойти очень серьезно. По нему профессионал-кадровик и работодатель могут почти безошибочно понять, соответствует ли кандидат должности. При составлении резюме соискатели не всегда способны отделить главное от второстепенного. Как заметила Екатерина Битюкова, в ее практике встречались творческие люди, предлагавшие на рассмотрение многостраничные трактаты – обо всем, но только не о собственных профессиональных навыках и опыте работы.
Главный редактор журнала «Эксперт – Северо-Запад» Роман Романюк продолжил тему. За время редакторской работы он заметил, что у петербургских журналистов не принято отправлять резюме в редакции по электронной почте. Этот распространенный способ самопрезентации используют в основном неместные кандидаты, решившие отравиться на работу в Петербург. Главный совет эксперта составителям резюме таков: помимо упоминания своих регалий и опыта работы стоит указывать ссылку на аккаунт в соцсетях. «Через соцсети складывается представление о вас, о круге ваших интересов. Персональная лента новостей говорит о многом», – уверен Роман Романюк. «Кадровики часто наводят в соцсетях справки о соискателях. В связи с этим «нужно правильно вести свою страницу в соцсети».
Кандидат филологических наук, эксперт по стилистике Ольга Неупокоева по просьбе Союза проанализировала качество резюме соискателей-журналистов на популярном портале hh.ru и новом сервисе, открытом СЖ – pressjob.ru. По ее словам, резюме, размещенные на сайтах, и те, что отправляются по электронной почте в редакцию, как правило, отличаются друг от друга. По наблюдению эксперта, те, что размещены на электронных биржах труда, имеют больше недостатков. Складывается впечатление: резюме путают с жанром автобиографии. Но самое печальное, когда резюме журналиста написано безграмотно. Страница на сайте с пустующими графами выдает ленивого человека. «Если нет времени тщательно подготовить текст для резюме, лучше его и не размещать. Вы только навредите себе», – считает Ольга Неупокоева и советует хорошо продумать особенно первую фразу – она самая важная.
Странно выглядят и перечисления чуть ли не всех возможных должностей, на которые претендует кандидат. «Понятно, что фрилансеры готовы на всё, лишь бы найти работу, но это лишь показывает в каком отчаянии находится человек», – замечает эксперт. Совет тут может быть такой: выбрав несколько профессиональных направлений, напишите несколько резюме и разместите их на разных рекрутинговых порталах. При таком подходе шансов найти работу больше.
В резюме важно всё, в том числе фотография, к ее выбору нужно подойти серьезно. Лучше избегать в кадре шляп, любимых питомцев – собак и кошек, пейзажей и снимков, сделанных много лет назад.
На рынке мало вакансий, поэтому в ожидании штатной работы журналисты нередко упускают выгодные контакты со СМИ. Например, даже на фоне кризиса петербургские редакции заинтересованы в сотрудничестве с авторами по определенной тематике. Деловой журнал «Эксперт – Северо-Запад», как сообщил Роман Романюк, открыт для сотрудничества. Фрилансеры, по его мнению, должны задумываться о том, чем они могут быть полезны той или иной редакции, как продать свой информационный продукт.
О кадровой политике в редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» и особенностях работы в общественно-политических изданиях рассказал редактор спецпроектов газеты Александр Вертячих. Городская пресса впала в глубочайший кризис после закрытия трех известных газет – «Вечернего Петербурга», «Невского времени» и «Смены». Более ста сотрудников этих изданий было уволено. Как рассказал Александр Вертячих, несколько потерявших работу коллег влились в коллектив «Санкт-Петербургских ведомостей». Редакция всегда присматриваются к профессионалам, которые впоследствии могут стать и штатными сотрудниками.
Если поиск работы ни к чему не привел, журналист может обратиться в один из восемнадцати центров Службы занятости населения. О возможностях, которые предлагаются безработным, рассказала начальник юридического отдела СПб ГАУ «Центр занятости населения» Ирина Жданова. Совместно со Службой занятости СЖ открыл «горячую линию» для тех журналистов, кто нуждается в юридической консультации по кадровым вопросам.
В рамках семинара журналисты задали экспертам множество вопросов. Поиск работы осложняет то, что качественной информации о медийных вакансиях крайне мало. Журналист Станислав Донин заметил, что на рекрутинговых сайтах много так называемых «висяков» – мнимых вакансий. Многие отмечают некоторую закрытость мира медиа, где работодатели по-прежнему чаще ориентируются на поиск сотрудника «по знакомым». Многие коллеги высказались в поддержку создания сугубо медийной площадки для размещения вакансий и резюме. В свою очередь создатели журналистского сервиса pressjob.ru надеются, что советы, прозвучавшие на семинаре, пригодятся при размещении резюме на сайте.
Следите за анонсами новых встреч в рамках проекта «Работа!» на площадке Союза журналистов.
Партнер Профи-Центра: Национальная Медиа Группа.
Партнеры проекта «Работа!»: Комитет по печати и взаимодействию со СМИ, Комитет по труду и занятости населения,
Служба занятости населения, Kadrof.ru, Межотраслевой центр кадрового проектирования, Центр трудовых ресурсов.
Приглашаем редакции СМИ войти в наш Клуб работодателей.Проект PressJob.ru уже поддерживают:Газеты − Metro, «Мой район», ИД «РИАЛ-ПРОНТО», филиал в СЗФО «Российской газеты», «Деловой Петербург», «Санкт-Петербургские ведомости», «Петербургский дневник», «Маяк», «Красная звезда», «Славянка сегодня», «На страже Родины», «24 часа»Журналы − «Эксперт Северо-Запад»Интернет-ресурсы − «Piterstory», Закс.Ру, Лениздат.Ру, SpbSJ.ru, Discode.ru, проекты ФК «Зенит»Телевидение, радио − НТВ-Петербург, Радио Зенит