Четыре дня не покладая ноутбука: как была устроена работа СМИ на ПМЭФ-2025
В субботу, 21 июня, завершился Петербургский международный экономический форум-2025. Все четыре дня работы форума новости и репортажи оттуда писали и передавали более 4000 журналистов из разных стран. Как это было — читайте в репортаже.
Кто из СМИ был представлен на площадке форума?
На площадке форума традиционно представляют свои стенды СМИ и крупные медиахолдинги — причём не только российские. Среди иностранцев этого года оказалась «Global Times» — одна из главных государственной медиакомпанией по радио- и телевещанию в Китае, медиахолдинги «Akhbar Al Khaleej» и «AL Watan» из Королевства Бахрейн, «Oman Economic Review» из Омана, «AL Qahera News» из Египта и малазийское медиа «Astro AWANI».
Большую часть стендов СМИ разместили в одном павильоне с корпорациями (в других павильонах были представлены регионы). Выездная студия телеканала Санкт-Петербург вещала со стенда города. А интернет-издание «Царьград» разместило свой стенд в пассаже Экспофорума, где и проходил ПМЭФ. Свою «студия» они оформили в стиле традиционных русских орнаментов.
Студии-стенды были у «Bussines FM», где угощали авторским кофе с сиропами, ТАСС сделал экспозицию в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — там представили архивные фото с фронта. «Аргументы и факты» подготовили специальный выпуск своей газеты, также приуроченной к годовщине Победы.
Свои газеты раздавала и «Комсомольская правда» — их «рекламировал» большой картонный рыжий кот. Те самые игрушки Лабубу с лицами чиновников можно было увидеть у телеканала «360°».
НТВ, Россия 24 и RT создали выездные студии, откуда журналисты вели прямые трансляции с форума и записывали интервью.
На площадке форума были установлены стенды также Интерфакс, РИА, Лента.ру, «Российская газета», «Комерсантъ» и другие.
Как работали?
Издания «поменьше» — те, кто работали без собственного стенда — разместились в пресс-центре. Тут были компьютеры, зарядки и мультимедийные экраны, где нон-стоп транслировали видео с главных дискуссий и заседаний форума. Пресс-центр впервые сделали не внутри Экспоформа, а в шатре на улице. Его общая площадь составила 1050 квадратных метров. Как ещё до начала форума рассказал «Коммерсанту» директор ПМЭФ Алексей Вальков, таким образом удалось увеличить площадь зоны работы СМИ. Ранее пресс-центр функционировал в одном из павильонов Экспорфома, но на этот раз привычное место заняли экспоненты.
Правда, организаторы предусмотрели порядка 400 рабочих мест, в то время как аккредитовали более 4000 тысяч человек (по словам сотрудников пресс-центра). Редакции приезжали к открытию, чтобы занять себе стол. Те, кто не успел — просили у организаторов отдельные стулья, которые также оказались в дефиците.
Ещё одна отдельная зона в пресс-центре была отведена для информационных партнёров ПМЭФ, в числе которых «RT», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Газпром Медиа». Для них отвели ещё 300 квадратных метров на 90 рабочих мест — там СМИ могли записывать прямые эфиры и интервью.
В самом пресс-центре функционировала кофе-брейк зона — с 8:00 до 20:00 каждый день тут можно было перекусить бутербродами, булочками и чипсами, выпить кофе или взять лимонад. Нередко эти хлебобулочные изделия спасали от голода оставшихся без еды из-за очередей в столовую для СМИ сотрудников изданий. Когда прорваться на обед или ужин медиаработникам всё-таки удавалось — тут кормили бесплатно — возникали сложности то с приборами, то с салатами: они часто заканчивались.
Однако несмотря на все сложности с нехваткой еды и мест, большинство собеседников СЖ остались довольны организационной работой зоны СМИ. Из недостатков некоторые отмечали «ограниченную аккредитацию» — в этом году, по наблюдениям журналистов, на форум пустили только тех, кто попадал в регламент — от печатных изданий пускали по три человека, от информационных агентств по четыре человека, от электронных изданий — по два, телевидению можно было аккредитовать семь сотрудников. При этом в предыдущие годы, как отмечали работники медиа, пару человек свыше регламента всё-таки допускали.
Что обсуждали?
Среди множества тем об экономике, науке, перспективах развития отечественной промышленности на дискуссиях ПМЭФ этого года успели поговорить и о будущем СМИ.
Так, на нескольких сессиях рассуждали о цифровой эпохе и перспективах развития медиа в новых реалиях, на других обсудили внедрение ИИ.
Речь шла и об импортозамещении ушедших ИТ-гигантов с российского рынка — так, на секции «Национальные онлайн-платформы в эпоху цифровой трансформации: глобальные вызовы и перспективы» гендиректор «Газпром-Медиа Холдинг» Александр Жаров заверил собравшихся, что решив покинуть Россию, Google «наплевал на отечественных пользователей». Он подчеркнул, что это стало фактором развития отечественных платформ. Также, по словам Жарова, недавно было подписано соглашение с индийскими блогерами, которые теперь будут сотрудничать с российскими платформами.
На этой же сессии генеральный директор АО «Национальная медиа группа» Светлана Баланова заявила, что «в мире фейков и дипфейков читатель нуждается в верифицированных новостях, а их может давать только лицензированное СМИ».
Что касается условий работы СМИ в эпоху новых технологий, состоялась сессия «Люди, вы где? Экономика внимания», посвящённая проблемам медиа в условиях информационной перегрузки. Эксперты обсудили, как выделиться среди растущего потока контента при ограниченном времени пользователя.
Главред «Фонтанки» Александр Горшков отметил, что 70% аудитории реагирует на развлекательный контент. По его мнению, современные медиа работают как конструктор: редакции должны адаптировать материалы под разные платформы.
Горшков подчеркнул значимость классических медиа для бизнеса.
— Мы обречены на сложности, но это и есть наш шанс. Выживет тот, кто работает в сложных системах, — отметил он.
Директор по маркетингу и коммуникациям РБК Андрей Сикорский выделил три ключевых элемента борьбы за внимание: мультиплатформенность, вовлечение и разнообразие форматов. Он считает, что успех зависит от создания историй, ориентированных на потребителя.
Артём Кумпель из Авито отметил: «Внимание — это новый товар, за который мы все конкурируем».
Кроме того речь на ПМЭФ-2025 шла и о трансформации телевидения. На сессии «Национальные онлайн-платформы в эпоху цифровой трансформации: глобальные вызовы и перспективы» обсудили будущее российских медиаплатформ среди молодёжи.
Вице-президент платформы VK Степан Ковальчук заявил, что отечественные платформы стали привлекательными для подростков. По его словам, молодые пользователи не помнят времени без российских сервисов. Он отметил, что ВКонтакте набирает рекордные просмотры — 3 миллиарда минут в сутки.
Представитель «Национальной медиа группы» Светлана Баланова подчеркнула, что зумеры трансформируют телевидение, находя баланс между коротким и длинным контентом. При этом качество ТВ-контента остаётся высоким, а его потребление через соцсети растёт.
Блогер Артемий Лебедев, модерировавший дискуссию, пошутил: «Телек ещё рано хоронить» — и поделился, что его дети самостоятельно выбрали соцсеть ВКонтакте.
Не забыли обсудить и свободу слова — о ней вещала Официальный представитель МИД России Мария Захарова. На панельной дискуссии на тему «БРИКС-медиа в борьбе за свободу слова и альтернативную культурную и информационную повестку» вместе с представителями Китая, ЮАР и Египта она разбиралась с ролью медиа стран БРИКС.
О журналистике и её работниках говорили и на других сессиях, которые, казалось, не должны были затрагивать темы развития СМИ. На панельной дискуссии, которая была посвящена религии, её модератор — ректор СПбГУ Николай Кропачев — рассказал о том, что однажды писал в Министерство просвещения Российской Федерации. Он задал им вопрос о том, нужно ли отбирать у выпускников журфака дипломы о высшем образовании, если те не соблюдают кодекс журналистской этики после выпуска. Ректор уверен, что должны забирать — хотя кодекс сейчас не является официальным правовым документом.
Дарья Дмитриева
Фото Павла Борисенко