Давайте помнить 8 сентября
«Скорбную дату семидесятилетия начала блокады – 8 сентября – город практически не заметил. В этот день надо бы вспомнить миллион погибших от голода, холода, немецких бомб и снарядов ленинградцев и еще один миллион красноармейцев и краснофлотцев, отдавших свои жизни на Синявинских болотах, под Красным бором, на Невском пятачке. Но традиции отмечать мрачную годовщину вхождения в бокадный ад у нас нет. Для того чтобы выработать такой обычай, журналисты и историки Наталья Соколовская, Сергей Балуев, Диана Качалова, Андрей Рысев, Галина Артеменко, Даниил Коцюбинский, Милена Третьякова, Юлия Демиденко и автор этих строк (Лев Лурье) основали “Комитет 8 сентября”».
Я еще помню времена, когда про 8 сентября никто не вспоминал, а большой партийный начальник (это был Романов) не постеснялся сказать в одном своем выступлении: «Хватит все время говорить о блокадниках, надо говорить о строителях коммунизма!». Тогда как раз строили коммунизм, и тема блокады как-то портила общую радужную картину всеобщего энтузиазма.
Не дай нам, Бог, снова дожить до таких времен. Без прошлого, как известно, нет будущего. Народ, забывший свою историю со всеми ее горестными, героическими и даже постыдными страницами, обречен на растительное бескрылое существование.
8 сентября – день начала блокады Ленинграда. Для тысяч и тысяч обреченных людей – это как день вошествия на Голгофу. Что впереди? Голод, обстрелы, смерть. Но и подвиг сопротивления. Великий подвиг, совершенный тысячами обыкновенных, совсем не героических людей.
Моя свекровь рассказывала, что во все годы блокады кусочек хлеба и какую-то немудрящую похлебку она подавала на стол, непременно накрытый скатертью, и ставила, как прежде, красивые тарелки, ложки и бесполезные вилки. Этот неукоснительно соблюдавшийся ритуал помогал выжить, не оскотиниться, не потерять присутствие духа. Вот что такое 8 сентября.