«У нас с вами похожие проблемы»
13 июня петербургские журналисты посетили Хельсинки и побывали в штаб-квартире финского медиапрофсоюза. Под влиянием глобальных изменений в медиасфере владельцам СМИ приходится оптимизировать свою деятельность, сокращая расходы, а стало быть, и кадры. Так что 2016 год выдался очень непростым и для финских коллег. «У нас с вами похожие проблемы», – признались друг другу участники встречи.
С ветерком по Балтике
Организовать встречу петербургскому Союзу журналистов помогла паромная компания ST.PETER LINE, которая и доставила петербургскую делегацию в Хельсинки на круизном лайнере Princess Maria. Кстати, в июле компания и вовсе собирается высадить в Хельсинки журналистский десант – здесь пройдет музыкальный фестиваль российской культуры и творчества «Серебряное Ожерелье Плюс». Городские власти Хельсинки разрешили провести его в центре города на привокзальной площади. На фестивале каждый из регионов-участников, в том числе Петербург и Ленинградская область, представят свою самобытную культуру и историческое наследие.
В штаб-квартире финских журналистов
Хельсинки, Сильтасааренкату (Siltasaarenkatu), дом 16, седьмой этаж. Обычное офисное здание почти в самом центре города, в нескольких минутах от железнодорожного вокзала. В помещениях журналистского профсоюза уютно, все продумано и обустроено со скандинавским прагматизмом и вкусом. В помещении для конференций, где проходила встреча, петербургским журналистам приглянулся дизайн – стена оклеена не обоями, а страницами из финских газет. Профсоюз переселился в это здание не так давно.
Во встрече с журналистами Петербурга приняли участие президент финского Союза журналистов (Suomen Journalistiliitto – SJL) Ханне Ахо (Hanne Aho), избранная на этот пост в конце 2014 года, и уже знакомый по предыдущим нашим встречам Юха Рикола (Juha Rekola), омбудсмен финских журналистов, один из руководителей Союза, курирующий вопросы международных отношений.
Полтора года назад Союз журналистов Финляндии впервые возглавила женщина. До этого Ханне Ахо работала газетным дизайнером и по линии профсоюза занималась защитой прав своих коллег. Кстати сказать, и петербургский Союз, не являющийся, правда, пока настоящим профсоюзом, уже более пяти лет возглавляет женщина-председатель – Людмила Фомичева.
Наш Союз на встрече представляли секретарь правления СЖ Марина Скалдина, сопредседатели комиссии СЖ по внешним связям Татьяна Чернейко и Елена Ворожева, а также сопредседатель Гильдии фрилансеров Светлана Дмитриева. Питерские СМИ были представлены главредами печатных СМИ, редакций радио и ТВ.
Наш и финский союзы – давние партнеры. Наши друзья часто бывали у нас в гостях, в петербургском Доме журналиста на Невском, 70. В девяностые годы они приезжали чуть ли не на каждый зимний бал прессы. Несколько лет назад в Хельсинки прошла двухдневная российско-финская конференция с участием журналистов обеих стран.
Скоро Домжур, расположенный в особняке Сухозанета на Невском, 70, распахнет свои двери после многолетней реставрации. На этом торжественном событии мы будем рады видеть наших финских коллег.
«Всем тяжело!»
Медиапрофсоюз Финляндии, основанный в 1921 году, объединяет журналистов и редакторов СМИ. В него входят 95 процентов всех работающих сотрудников медиа, а это 15 тысяч человек. В составе СЖ работают 18 профессиональных ассоциаций.
Работодатели-главреды не являются членами профсоюза, исключение сделано лишь для редакторов небольших изданий, которые не занимаются кадровыми вопросами. «Если бы мы не защищали журналистов, они бы нас уволили», – заметил Юха Рикола. Задача финского СЖ – это защита независимой журналистики, стоящей на страже интересов общества.
В штате профсоюза работают 24 человека, пятеро из них занимаются выпуском профессионального издания «Журналист».
В Финляндии сегодня одинаково непросто выживать и небольшим изданиям, и крупным издательским домам. «Всем тяжело», – сказала Ханне Ахо. Нынешний год оказался весьма непростым для СМИ Суоми. На это влияет и общая ситуация с экономикой страны, и глобальные изменения в медиасфере, вызванные развитием цифровых технологий, влияет также ситуация на рекламном рынке и то, что меняются привычки аудитории. Как заметил Ю. Рикола, это вовсе не кризис журналистики как таковой. Просто зарабатывать деньги на журналистике с каждым годом становится все сложнее. Социальные медиа сегодня зарабатывают больше денег, чем традиционные СМИ. В итоге кризис приводит к серьезным кадровым сокращениям. За последние пять лет количество рабочих мест в СМИ Финляндии сократилось на десять процентов. При этом доходы прессы в целом снизились на 20–25 процентов. Повсеместно падают тиражи изданий. Тем временем скрытая реклама приобретает все большие возможности. Таковы главные проблемы в медиасфере, и особенно непросто выживать именно независимой прессе.
Петербургские журналисты интересовались: влияет ли как-то государство на работу медиа? Как существуют национальные информационные медиаканалы? Наши коллеги признались, что финские политики не любят критику и нередко раздражаются после выхода острых статей.
Что может финский профсоюз?
Отдельный разговор был посвящен тому, как существует журналистский профсоюз в Финляндии. В его необходимости и пользе здесь никого не надо убеждать.
Работодатели нередко вынуждены сокращать штат сотрудников. По финскому законодательству работодатель обязан провести переговоры с трудовым коллективом, если он решается на такую меру. В обсуждениях всегда участвуют представители редакционного коллектива, а также юристы – уполномоченные по правам журналистов. Главный вопрос: как будет проводиться сокращение кадров, не будут ли нарушены законодательство и соответственно права работников. Для этого существуют профорги или просто переговорщики. Подготовкой их занимается медиапрофсоюз. Задача переговорщиков – уметь находить приемлемые компромиссы между работодателем и работниками. Так было, скажем, в ситуации с масштабными сокращениями в газете «Хельсингин саномат». И пока находится компромисс, удается избежать забастовок. В последний раз крупная журналистская акция протеста была в 1982 году. Несколько лет назад чуть было до этого не дошло, но удалось договориться.
В нынешних реалиях переговоры касаются даже не зарплат журналистов, а условий труда. Журналистика – это постоянный стресс, медиаработники сталкиваются с нехваткой свободного времени и мало отдыхают. Работодатели хотели бы, чтобы их работники работали как можно больше, а зарабатывали как можно меньше. Средняя зарплата работника СМИ в Финляндии составляет 3600 евро. К сожалению, престиж профессии журналиста падает, как и уровень доходов самих журналистов.
В Финляндии, как и в России, остро строит проблема перепроизводства журналистских кадров. Работников для медиасферы в Финляндии стали готовить многие колледжи. Хотя, как считают финские коллеги, чтобы работать в редакции интернет-издания многие уже не оканчивают профильные вузы.
Отдельно участники встречи обсудили вопросы фриланса. В Финляндии существует даже не одно, а два объединения фрилансеров в рамках СЖ (http://www.journalistiliitto.fi/po-russki/deiatel-nost/frilansery/). Здесь примерно 1,5 тысячи медиафрилансеров. Ежегодно издается справочник «Свободные журналисты» с «визитными карточками» внештатных специалистов (журналистов, фотографов, дизайнеров, редакторов) и описанием их профессиональных возможностей, а в Интернете размещена электронная версия бесплатного каталога (http://freeluettelo.fi/en) на трех языках – финском, шведском и английском. Действуют и сайты http://www.freet.fi/ , http://fao.fi/fao/. В питерском Союзе лишь недавно возобновила работу Гильдия медиафрилансеров, но она уже набирает популярность у коллег. Учитывая, что сегодня бОльшая часть членов в питерском СЖ – фрилансеры, опыт наших финских коллег кажется очень важным и полезным.
В заключение наши коллеги рассказали о своем участии во Всемирном конгрессе журналистов, прошедшем 7-10 июня 2016 года в Париже. Центральной темой конгресса стало обсуждение такой проблемы, как безопасность журналистов. Все помнят о страшной трагедии в редакции парижского журнала Charlie Hebdo. В самых разных странах заниматься журналистикой становится все опаснее.
В конце встречи пресс-секретарь компании ST.PETER LINE Анна Сорокина пригласила финских журналистов принять участие в освещении музыкального фестиваля «Серебряное Ожерелье Плюс». Паромная компания также готова выступить партнером следующих встреч российских и финских журналистов. Теперь мы ждем наших коллег с ответным визитом в Петербурге.