Права, обязанности и самоокупаемость
На что живет государственная газета и, если государство платит, то кто заказывает музыку? – вопросы, связанные с финансированием государственных СМИ обсудили на Невском, 70 участники очередной встречи клуба «Старые и новые СМИ Петербурга». На вопросы отвечала директор Северо-Западного филиала «Российской газеты» Анжелика Гурская.
Иванова: Понятно. Идея благородная, задача была поставлена и решена достойная, я все-таки хочу вернуться опять к газете, и все-таки закончить эту коммерческую тему. Это миф или нет, что государственные СМИ живут намного лучше? Что вам не нужно заниматься поисками рекламы? Что вы как средство массовой информации, которое проводит определенную политику, ну, государства, понятно, всегда будете обеспечены?
Гурская: Сейчас бы моя рекламная служба громко посмеялась… Вот там сидит на заднем плане и весело хохочет сейчас. Потому что более жесткой мотивационной структуры, чем у меня, я не знаю, есть ли, например, в «Новой газете» или, там, где-нибудь там в «Медузе» какой-нибудь… Я сомневаюсь…
Иванова: То есть вы зарабатываете деньги?
Гурская: Мало того, что зарабатываем, мы себя окупаем… Это уже давно, и не представляю, тех средств массовой информации, что живут на радуге, и продолжают надеяться на государство, маму-папу, учредителя. Я считаю, что это совершенно такая приспособленческая позиция и гнать надо в шею таких руководителей…
Иванова: «Российская газета» в Петербурге появилась в 2001 году, северо-западный филиал в 2008-м, ты его возглавила в 2009-м. Вот всегда такая ситуация или вы к ней шли постепенно?
Гурская: В смысле?
Иванова: Финансово… такая вот?
Гурская: Нет, не всегда. Не всегда была. У нас в «Российской газете» 15 филиалов, недавно, уже 2 года назад, мы приросли филиалом в Крыму. 15 филиалов на территории от Калининграда до Дальнего Востока. Это филиалы разные. Есть филиалы, вот, как у нас, большие, крупные, 11 в них субъектов Федерации. Есть моно-филиалы, например, Пермский филиал - всего лишь один регион. То есть мы разные, как и субъекты Федерации в России тоже разные, по весу, по численности и так далее. И коммерческая успешность тоже у всех разная, не берусь тут говорить…
Иванова: Нет, тут в Петербурге, вот ваш северо-западный филиал?
Гурская: Тоже было по-разному, разные были руководители, с разными подходами. Не хочу говорить о том, что было раньше, а сейчас все нормально.
Иванова: Хорошо. Сейчас я передам микрофон залу, думайте над своими вопросами. Но прежде хочу задать еще один вопрос, который мне кажется важным в ходе нашей беседы. Вот поговорили про коммерческую успешность, все-таки понятно, что хоть вы и государственная газета, вы сами себе зарабатываете. Скажи пожалуйста, а вот издания, которые сами себе зарабатывают, они в общем-то достаточно самостоятельны в выражении своей позиции. Как вот здесь? С одной стороны, вы зарабатываете, вроде как самостоятельные, с другой стороны, вы государственные, вроде как обязаны. Вот когда, например, как ты говорила, есть решение бойкотировать что-то в государственной Думе и СМИ вроде как объединяются, и еще какие-то решения. СМИ вроде как объединяются, как вы свою позицию определяете, как ее занимаете? Вы обязаны или имеете право?
Гурская: Есть вещи, которые мы обязаны делать, потому что у нас есть обязательства перед нашими партнерами, в том числе и в рамках государственных контрактов, которые мы исполняем. Мы, к сожалению, не можем быть грантополучателями в своей стране, таковы российские законы, нас учредило правительство Российской Федерации, не имеем права получать государственные гранты. Тем не менее, у нас есть ряд партнерских договоренностей, которые мы выполняем, все они прописаны на бумаге, выложены в интернете, за этим легко проследить. А по поводу того, чего мы можем или не можем, то цензуру у нас давно отменили. И…
Иванова: Ну, например, митинг на Марсовом поле. У нас есть разные места проведения митингов в городе Санкт-Петербурге, вот Марсово поле – понятно, какие митинги проходят. Вы можете осветить на своих страницах?
Гурская: Вы знаете, будете смеяться. Вот у нас было в день памяти по Кемерово, у нас было два митинга…
Иванова: Да.
Гурская: Один – на Дворцовой, другой – на Марсовом поле…
Иванова: Я вот про это и говорю…
Гурская: Так вот «Российская газета» написала про оба…