Российские СМИ и пандемия: сокращение штата, снижение зарплат и уход рекламодателей
40% редакций пришлось сократить десятую часть штата сотрудников, и только 1,8% медиа удалось избежать понижения зарплат. Данные были получены в результате исследования Союза журналистов России о влиянии пандемии на работу медийной отрасли. Опрос был запущен в начале 2021 года, а его результаты огласил председатель СЖР Владимир Соловьёв 30 марта.
Исследование запускалось с целью оценить состояние медиаотрасли и выявить проблемы, с которыми в 2020 году столкнулись редакции региональных средств массовой информации из-за пандемии коронавируса. Предполагалось, что в опросе поучаствуют несколько тысяч представителей региональных, районных и местных СМИ. Собирались данные о том, сколько редакций прекратило работу, сколько сотрудников пришлось сократить, как изменился уровень зарплат журналистов, уменьшилось ли число рекламодателей и их бюджеты, какие дополнительные ресурсы планируется привлечь в 2021 году.
В итоге в исследовании приняли участие около 400 журналистов из всех регионов страны. Преимущественное число опрошенных – сотрудники печатных изданий и представители интернет-СМИ. Около трети участников исследования сообщили о снижении тиражей и количества эфирного времени. Больше пятой части зарплаты потеряли 17,5% журналистов.
Пандемия ударила и по рекламным доходам – 86,4% редакций сообщили о сокращении числа рекламодателей и уменьшении ими бюджетов.
При этом треть опрошенных СМИ привлекали в 2020 году новые источники финансирования. Самые распространённые из них – гранты, пожертвования и госконтракты. 1,7% редакций пришлось брать кредиты. 44 региональных СМИ прекратили свою работу – в основном, это районные газеты.
Почти треть редакций получила в связи с пандемией поддержку от региональной власти. А 35,2% СМИ воспользовались мерами государственной поддержки после включения средств массовой информации в перечень отраслей, пострадавших от COVID-19.
Среди мер поддержки, которые медиа считают необходимыми в сложившейся ситуации, лидируют финансирование, урегулирование почтовых тарифов, отмена штрафов за несвоевременную уплату налогов.
«Исследование позволило выявить болевые точки средств массовой информации. На основе полученных данных СЖР сформирует пакет мер, которые помогут редакциям преодолеть трудности, вызванные пандемией. И мы будем работать над тем, чтобы эту поддержку получило как можно большее число СМИ», – отметил председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв.