Фотография, чтобы выжить, развивается и вширь и вглубь
Гильдия фотожурналистов объединяет фотожурналистов и фотографов разных поколений — членов Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Возглавляет ее фотожурналист Андрей Чепакин, которого мы попросили рассказать о работе Гильдии и современном состоянии фотожурналистики.
– Этим летом по инициативе Гильдии бы объявлен фотоконкурс «Лето как маленькая жизнь». Условия конкурса опубликованы на нашем сайте, но хочется подробностей…
– У нас родилась идея локального конкурса с замкнутой темой и возрастными ограничениями. Хочется привлечь молодых, интересующихся документальной фотографией, людей. И посмотреть, сколько откликнется на наш призыв. При этом у нас обозначен жанр – «документальные фотоистории», но нет ограничений ни по технике исполнения, ни по «статусу». Это не конкурс для фотожурналистов, это конкурс для всех. Тем более, что понятие «фотожурналист» очень размыто. Что такое фотожурналист сейчас, когда 90% снимает на фрилансе? Еще когда я вел фотошколу в «Невском времени» (а затевалась она для того, чтобы иметь авторские активы) для ребят, которые рвались все бросить и работать только в фотожурналистике, рекомендовал не торопиться. Потому что такое время сейчас, что фотожурналистикой напрямую кормится пара сотен человек на всю страну.
– Каково быть профессиональным фотографом в мире, где все фотографы и кадры со смартфонов публикуются в СМИ?
– Да, сложное время, сложное со всех сторон. Во-первых, снизилось количество печатных СМИ. Интернет-СМИ публикуют больше фотоматериалов, но многие стараются находить такие варианты, чтобы обеспечивать себя визуальным рядом, не вкладывая ни копейки. Например, заявляют тему и просят выкладывать фотографии в сетях с определенным хештегом, который подразумевает, что автор согласен на публикацию его работы на сайте. И таким образом событийно-оперативное наполнение имеют. В Питере, насколько знаю, только у одного интернет-издания – «Фонтанка» – есть собственные фотографы. Во-вторых, понизился уровень профессионализма многих руководителей фото и медиаслужб. Обращусь к старым временам. У нас в Питере в «Ленинградской правде» сидел Валерий Базунов, в «Смене» и «Час пик» – Лена Николаева. Люди, которые заработали имя, авторитет. В Москве в «Известиях» я работал с легендарным Владимиром Николаевичем Шином. Это были люди другого уровня. Сейчас же у меня были случаи, когда знакомые из весьма крупных изданий обращались за советом: «У нас тут фотослужба поставила фотку из интернета, и к нам пришел ее автор с юристом…». В-третьих, руководство самих изданий не видит смысла в затратах на фотографов. Недавно слышал из уст одного из руководителей СМИ, которого знаю не одно десятилетие: «Ребята, я вас люблю, но не понимаю, зачем нам сейчас профессиональный фотограф – лишняя финансовая нагрузка. Сейчас пишущим журналистам даже мыльницы покупать не надо, на свои смартфоны все снимут». Кстати, когда журналист смартфоном что-то сам сфотографировал, это уже хорошо, а то ведь обходятся копеечными фотографиями из стоков (или, как уже говорил, и вовсе «тырят»).
– Выглядит как парадокс. СМИ уходят в интернет, где потребность в иллюстративном материале намного выше, чем при печати на бумаге, но потребности в фотожурналистике все меньше?
– Увы, вполне обоснованно. Не надо доказывать, что время общения со СМИ существенно сократилось. Если раньше я, приходя в редакцию, обкладывался газетами и изучал, то сейчас в интернете проглядываешь все за чашкой утреннего кофе. Зачастую даже компьютер не включаешь, на телефоне полистал и помчался. Нужды в фотографии, в которую надо вглядеться, подумать, особо нет. Да и немного разглядишь с телефона. И руководство СМИ это понимают.
– Однако у Вас есть своя творческая мастерская, в которой Вы обучаете молодых фотожурналистов. Где же они будут работать?
– Это еще один парадокс. С одной стороны, возможности заработать на жизнь исключительно фотожурналистикой в ее чистом виде, на самом деле, невелики. С другой стороны, потребность в хороших профессиональных фотографах есть. Десять лет назад, когда я набирал ребят в свою фотошколу при «Невском времени», к нам шли в основном те, кто хотел работать в СМИ, реализовываться именно как фотожурналист. И саму школу мы придумали для того, чтобы самих себя снабжать кадрами. Мы тогда начали публиковать ежедневные фотоистории, на одну или две полосы формата А2. Сейчас, когда я возобновляю обучение фотоделу, предпосылки к этому те же самые. Нужны кадры. Документальная фотография переживает тяжелые времена в СМИ, но зато весьма востребована в смежных сферах. Есть крупные заказы, и нужны хорошие фотографы. Это документальная нормальная фотография в «корпоративном жанре», в которой действуют практически все законы журналистики. При этом спрос на обучение велик, ведь сейчас во многих вакансиях прописывают и фото-видеосъемку, и владение графическими пакетами… Поэтому в описании моего авторского курса в фотошколе «Петербургский фотограф» обозначено, что он «будет полезен тем, кто решил связать свою жизнь с фотожурналистикой или документальной фотографией, блогерам, специалистам по PR и связям с общественностью, наконец, тем, кто хочет просто хорошо и умно снимать». Кстати, есть у нашей Гильдии планы создать свою школу при Союзе журналистов. Пока рассказывать об этом сложно, все находится в процессе. Но уже понятно, что это будет не школа фотожурналистики, а школа современных медиа. Ведь фотография, чтобы выжить, развивается и вширь, и вглубь. Сейчас нельзя замыкаться только на журналистской фотосъемке, нужно владеть навыками уличной и предметной съемки, уметь делать видео, «таймлапсы» и так далее.
– Какие еще планы у Гильдии и чем она занималась и планирует заниматься в этом году? Какие цели ставит?
– Как я уже неоднократно говорил, мы стараемся строить свою работу в расчете на молодежь: без этого не будет будущего ни у Союза журналистов, ни у Гильдии. Да и самим молодым фотографам Союз и Гильдия нужны больше, чем зрелым и состоявшимся. Главная моя забота сейчас – это находить фронт работ для толковых молодых фотожурналистов. И я рад, что хоть какую-то часть фотографов мне удается обеспечить настоящей профессиональной работой: ребята ездят в командировки, снимают разноплановые проекты. Эту же цель преследует и наш образовательный проект, о котором я говорил выше. Также Гильдия уже начала проводить фотовыставки. На мой взгляд, и для молодых, и для известных фотографов возможность выставляться в Доме журналиста – весьма значима. Например, сейчас на втором этаже работает выставка фотокорреспондента Асташенкова. Осенью мы хотим сделать выставку памяти Олега Руднова. Планируем отобрать лучшие фотографии, сделанные за 10 лет в «Невском времени» разными авторами. Это наша благодарность человеку, который подарил петербургской фотожурналистике 10 лет интересной и полноценной жизни.
– И, возвращаясь к началу беседы, еще одно направление деятельности – это конкурсы?
– Надеюсь, что да. «Лето как маленькая жизнь» – это наш пробный шар. Заявки на участие уже поступают, пока в небольшом количестве, но это ожидаемо. Все же лето еще продолжается, и, полагаю, основное количество участников придет к нам в конце августа-начале сентября. Заодно напомню, что прием заявок завершится 15 сентября, а присылать свои фотоистории (в формате, прописанном в условиях конкурса) надо на мой почтовый ящик Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.