"Я с детства ненавидела петь"
Солистка оперной труппы Мариинского театра Ольга Пудова на сцене Дома журналиста рассказала о том, как в юности внезапно изменила свое мнение о музыкальной карьере, как в Америке поменяла одну царицу на другую и почему в ее жизни главное все же не опера.
Встреча с Ольгой Пудовой в Доме журналиста началась, можно сказать, с сенсации. "Я с детства ненавидела петь", – призналась Ольга, отвечая на первый вопрос ведущей встреч проекта "Культурная столица" Людмилы Фомичевой.
– История у меня довольно смешная. Я очень любила балет, но, к сожалению, не вышла для него фигурой. Родители же всегда мечтали, чтобы я была музыкантом. С трех лет я училась играть на фортепиано, но петь не хотела и не любила. Когда я пошла в музыкальную школу, к которой есть обязательный для всех предмет – хор, педагог меня прослушала и посадила во вторые ряды, где была я и еще три мальчика. Мы сидели там вчетвером, тихо ненавидя все, что происходит вокруг. Когда я вернулась домой, сказала: "Мама, делай что хочешь, но на хор я больше не пойду". И мама несколько лет доставала мне какие-то справки, делала всяческие освобождения, помогая не ходить на хор. Когда прошло семь лет обучения в музыкальной школе (мне уже было 15), справку достать не удалось и пришлось идти на хор. Педагог послушала меня еще раз, сделала круглые глаза, и я стала солисткой хора. У девочек голос тоже ломается, как и у мальчиков, просто это происходит не так заметно. И конечно же она позвала моих родителей и сказала: "Пожалуйста, обратите внимание, у вашей девочки хороший голос". Меня это не очень обрадовало, потому что к тому моменту я уже собиралась стать врачом, и это в общем все планы мои испортило. Родители нашли выход на профессора консерватории и умолили меня сходить, просто посмотреть, и чтобы меня послушали. Я зашла в кабинет к этому профессору, спела какой-то романс. Она сказала: "Да, голос есть, надо заниматься. Посиди, девочка, здесь пару часиков, послушай, как этот процесс происходит и что это такое". Я сидела два часа, пока она занималась вокалистами: распевала их, ставила им дыхание… Из этого кабинета я вышла с мыслью, что хочу заниматься только этим и больше ничем.
Ольга Пудова окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. Параллельно она обучалась в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. И в 2006 году дебютировала на сцене Мариинского театра в партии графини де Фольвиль ("Путешествие в Реймс" Россини).
– В Академию молодых оперных певцов я пришла прослушиваться, когда мне было 19 лет, и со всей ответственностью заявляю, что я тогда ничего не умела совершенно. Но, как говорит Лариса Абисаловна Гергиева – художественный руководитель Академии, "что-то в тебе такое есть, что заставляет людей за тобой идти". Она меня взяла. Мне, конечно, все было интересно. Я ходила на все спектакли и познавала мир театра. И пришел момент, когда я уже была готова выходить на его сцену. До этого я спела уже очень много всевозможных концертов на разных площадках в Санкт-Петербурге, и благодаря специфике своего голоса, я всегда пела только ведущие, главные партии. Так что у меня уже был довольно большой сценический опыт, и на сцену Мариинского театра выходить было не страшно совершенно.
Ольга Пудова, кажется, выступала на сценах уже всех самых известных театров мира. Париж, Рим, Вена, Берлин аплодировали ее великолепному голосу. Одной из самых часто исполняемых партий является Царица ночи ("Волшебная флейта"). Именно с этой партией она дебютировала в Венской государственной опере, затем пела ее в Парижской опере, Баварской государственной опере, берлинской Комише-опер, туринском Театре Реджо, в театрах Ла Фениче и Лисео, Фламандской опере, Опера-комик и Опере Филадельфии.
– Однажды случилась интересная история. Я должна была ехать в Даллас на постановку "Волшебной флейты" исполнять партию Царицы ночи. Там в оперном театре параллельно шла постановка "Золотого петушка" моего любимого Римского-Корсакова, а певице, которая должна была исполнять партию Шамаханской царицы, доктор запретил петь (она в положении была). У них началась паника, потому что в мире эту партию поют только русские певицы – сложный текст, сложная музыка. Где им за две недели найти русскую певицу, которая поет Шамаханскую царицу, да еще и с американской визой? И тут выяснилось, что совершенно случайно я ее пою. И меня попросили спеть вместо Царицы ночи Шамаханскую царицу. Так я поменяла царицу на царицу, и это получилось очень здорово. Там был совершенно потрясающий режиссер – шотландец, бывший танцор балета, который учился еще в советские времена у советских педагогов. Он прекрасно говорил по-русски и сделал конфетку из этой оперы. И еще для меня было очень важно то, что это была не немецкая или итальянская, а русская музыка. Это была моя первая русская партия за границей.
Ольга Пудова – лауреат различных международных конкурсов. В их числе и Международный конкурс Елены Образцовой, на котором в 2006 году помимо первой премии она получила специальный диплом «За лучшее исполнение французского романса». И именно Елену Образцову Ольга считает образцом для подражания.
– Мне в жизни очень-очень повезло, я близко знала Елену Васильевну Образцову, Самое важное, мне кажется, что она была настоящим человеком. Ей было совершенно не важно, что она звезда мирового масштаба, что ее имя знал весь мир, что перед ней преклонялись. Она была очень простым человеком в общении. Никогда и ни с кем не вела себя снисходительно или как-то свысока. И, что очень важно для любого артиста, который уже перестает выходить на сцену, она была очень открыта к молодым певцам, она желала отдать им то, что она знает. К сожалению, у многих с годами возникает страх, что скоро перестанешь петь, какая-то творческая ревность к молодым… Все через это проходят, я так полагаю. Но она с такой любовью, с таким энтузиазмом всегда все объясняла, отдавала по-настоящему.
Ольга Пудова: "Современная опера очень сложна для исполнения. Ее трудно не только слушать, но и петь. Зачастую, к сожалению, авторы не учитывают специфику голоса. Это же не инструмент, как фортепьяно, гитара, скрипка, это же немножко другая особенность".
В 2011 году Ольга Пудова стала лауреатом такого престижного конкурса, как Оperalia, основателем и главным художественным руководителем которого является Пласидо Доминго.
– Конкурс Оperalia проходит каждый год в каком-нибудь городе мира. Где только его не проводили: и в Африке, и в Южной Америке. Меня отобрали тогда, когда этот конкурс проходил в Москве! Но, с другой стороны, у меня не было длительных перелетов, смены часовых поясов и климата, возможно, это тоже сыграло свою роль. Я считаю, что все певцы обязательно должны участвовать в конкурсах как можно больше, потому что это ни с чем не сравнимый опыт. Это такая смесь спектакля с экзаменом. Ты выходишь в огромный зал петь перед публикой, но перед тобой сидит жюри, которое тебя оценивает – очень двойственное ощущение. И это такой адреналин, который тебя подстегивает, заставляет двигаться вперед, показывать, что ты хочешь и можешь быть лучше.
Свою личную жизнь Ольга Пудова на публику не выносит, оберегая от сторонних взглядов. Но в дружеской атмосфере уютного зала Дома журналиста немножко приоткрывает и эту страницу своей биографии, с гордостью рассказывая о своей замечательной семье.
– У меня потрясающий муж, благодаря которому я могу делать то, что я делаю: иметь семью и оставаться в профессии, а это действительно очень трудно. Он никакого отношения к музыке не имеет, но очень любит оперу. Детки у нас еще маленькие: сыночку 3 года, доченьке – год и семь месяцев. Мы стараемся всегда и везде ездить вместе, так что они летают с самого рождения. Я, конечно, хочу, чтобы детки мои занимались музыкой для общего развития. У меня для сына уже даже аргумент заготовлен, объясняющий, почему нужно играть на фортепиано. Потому что мужчина, играющий на фортепиано, – это 90 % успеха у любой женщины. Надеюсь, он поверит в этот аргумент. Я хочу, чтобы они были счастливы и занимались любимым делом, а будет это музыка либо что-то другое – не имеет значения.
Ольга Пудова: "Я считаю, что семья – это самое главное в жизни, это всегда поддержка и любовь. Когда есть семья, детки – это наше все. Хорошо, что есть любимая работа, но работа рано или поздно закончится".
В завершение встречи Ольга Пудова радует зал исполнением двух романсов.Ее сказочное сопрано и великолепная артистичность вызывают бурные аплодисменты. Публика не отпускает, кто-то кричит "Браво", кто-то "Царицу, спойте Царицу". Ольга улыбается: "Всегда и везде просят именно Царицу ночи" и исполняет одну из своих самых любимых и известных арий.
ПЕРЕЙТИ К ФОТОАЛЬБОМУ
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Ведущая встреч - директор Дома журналиста Людмила Фомичева. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Публикации о всех прошедших встречах проекта "Культурная столица"
Фото: Марина Денисова