Пианист, дирижер, руководитель…
Гостем проекта "Культурная столица" 21 сентября стал маэстро Фабио Мастранджело. Пианист и дирижер, художественный руководитель "Мюзик-Холла" и фестиваля "Опера – всем" на сцене Дома журналиста раскрыл еще один свой талант – прекрасного рассказчика. В беседе с директором Дома журналиста Людмилой Фомичевой он увлеченно рассказывал и о музыке, и о театре, и о личном.
Пианино
Фабио Мастранджело родился в итальянском городе Бари и начал играть на фортепиано в возрасте 5 лет, под руководством отца.
– Когда я родился, дома уже было два пианино. И мне казалось, что у всех дома есть пианино… Когда пошел в школу и начал посещать дома моих друзей, спрашивал: "А где у вас пианино?" Мне отвечали: "А у нас нет". И я очень удивлялся: "Как это нет?"
Для меня в детстве было совершенно нормально начать играть на рояле. Мой папа играл на рояле, одна из старших сестер играла и до сих пор играет. Та самая сестра, которую папа назвал Валентиной, потому что очень уважал Валентину Терешкову. Папа сразу понял, что у меня есть определенный талант. И дальше просто дышать не дал. Сейчас я ему, конечно, очень благодарен. Понятно, что ни какая карьера не состоится без труда и дисциплины. И папа, как ни странно, хотя и родился в южной Италии, был более похож на швейцарца с железной дисциплиной. И он мне это передал. Уже в возрасте 10-11 лет я понял, что мне это очень нравится, и я буду музыкантом в жизни.
Я уже давно стал больше дирижером, чем пианистом. Жизнь пианиста совсем другая, надо за роялем с 6 утра до 8 вечера работать. У меня нет на это времени. Но, как говорят в Италии, "Il primo amore non si scorda mai", то есть "первая любовь никогда не забывается". Поэтому, когда появляется шанс сыграть, мне это приятно делать. Относительно недавно я со своим оркестром отыграл за роялем рапсодию Гершвина в стиле блюз. На 95% я режиссер, но 5% пианиста еще остались.
"Совершенство для меня очень важно. В мире написано столько музыки… Я уже понимаю, что не успеваю все исполнить, что хочется, в этой жизни... Я не верю, что есть другие жизни, но, если они все-таки будут, я очень надеюсь, что опять буду дирижером и смогу продирижировать еще несколько произведений".
Россия
В Санкт-Петербург Фабио впервые приехал в 1999 году. Сейчас постоянно проживает в Санкт-Петербурге и является гражданином России.
– В июне следующего года исполнится 20 лет, как я попал в Россию. История началась так. Я был в городе Гамильтон, в доме одного из моих педагогов. И увидел в музыкальной газете анонс мастер-класса, который Илья Мусин будет месяц проводить в Санкт-Петербурге. Мусин – это такой маэстро! И я сразу переписал себе на бумажку – таких телефонов, чтобы просто сфотографировать, как сейчас, тогда еще не было. Но электронная почта уже была, и я написал, что хочу участвовать в этом мастер-классе. Мне ответили, попросили прислать видеозаписи, рекомендации и так далее. В итоге меня взяли, и я прилетел в Санкт-Петербург. В тот день, когда должен был начаться мастер-класс, Илья Мусин умер. Мне очень жаль, что я так и не встретился с маэстро.
Но сама поездка стала для меня счастливым случаем. Мастер-класс провел Александр Канторов. И уже дня через три он попросил меня остаться и задал вопрос: "Фабио, а почему ты здесь?" Я подумал: "Все, я плохо дирижирую, он не хочет со мной заниматься". Отвечаю: "Маэстро, Санкт-Петербург, Россия, такие композиторы, дирижеры, я приехал научиться". А он мне отвечает: "Да тебе уже не надо учиться, ты уже профессиональный дирижер". И я сразу успокоился, значит, все неплохо.
Каждый из участников мастер-класса ежедневно проводил один час с оркестром. Это очень много для молодого режиссера – целый час с оркестром, просто подарок. Потому что любой музыкант проводит целый день со своим инструментом, а дирижеру что делать? Только ставить пластинку и дирижировать…
Александр Канторов сказал, что мне надо больше времени проводить с оркестром, и назначил меня своим ассистентом. И, кроме своего часа, я еще по три часа работал с оркестром вместо него. Для меня это было счастье и дало мне много опыта. Затем он меня очень рекомендовал Филармонии, и уже через год я там дебютировал.
Потом меня стали звать выступать в России, очень часто, и я понял, что я уже работаю в России. И, конечно, в Санкт-Петербурге. Я честно всегда говорю, уже через пять минут, как я оказался в этом городе, я понял, что хочу здесь жить. Так что я просто выполнил свою мечту. Я здесь живу. И у меня все здесь есть: любимая семья, работа и друзья.
Моему сыну в декабре исполнится 9 лет. Он играет на рояле и пишет музыку (кстати, в этом он меня уже обогнал страшно). Два года назад мы сдавали экзамены, чтобы поступить в музыкальную школу. Он совсем не стеснительный, это у него видимо от меня – итальянская ДНК. Отыграл программу, все одобрили, а он вместо того чтобы уйти, говорит: "Простите, я сыграл музыку, которую вы хотели, могу я теперь сыграть свою музыку?" Как отказать мальчику? "Хорошо, сыграй". И он сыграл. После его начали спрашивать: "Скажи правду, это же папа написал?" Он возмутился: "Какой папа? Я сам написал". И это правда, музыку пишет сам. Для него даже сделали специальный курс, чтобы он учился не только как пианист, но и как композитор.
Есть поговорка в Италии "Moglie e buoi dei paesi tuoi" – "Жену и быка не бери издалека". Но я понял, что близкие люди и все, что необходимо в жизни, необязательно должны быть оттуда, где ты родился. Они просто должны быть из тех мест, где ты чувствуешь себя как дома. А я уже давно чувствую себя дома в России, именно в Санкт-Петербурге. Если бы сейчас снимали "Приключения итальянцев в России", я бы уже снимался со стороны России.
- Кто был вашим учителем русского языка?
- Вся Россия одновременно (смеется)! Я ни разу не брал уроков.
Мюзик-Холл
В августе 2013 года Фабио Мастранджело был назначен художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного театра "Мюзик-Холл". В 2015 году маэстро основал Камерный оркестр театра "Мюзик-Холл" "Северная симфониетта". 1 июня 2016 – симфонический оркестр "Северная симфония". Театр реализует различные интересные проекты, в том числе семейный абонемент «Музыка и сказка» с целью открыть детям новую дверь в мир классической музыки, помочь развитию многогранной, творческой, гармоничной личности.
– Наш театр родился как Народный дом императора Николая Второго в начале прошлого века. Для меня очень странно, что в советские годы для театра выбрали название Мюзик-Холл. И слово не русскоязычное, и несильно тогда зарубежное ценили. Но мюзиклы для него даже Шостакович писал, когда им руководил. Потом родился Мюзик-Холл, которым руководил Илья Рахлин. Я считаю, что именно в годы его управления можно было на самом деле называть этот театр "Мюзик-Холлом". После его смерти, если честно, этот жанр совсем исчез. Сейчас название Мюзик-Холл чувствуется как пиджак с чужого плеча. Тем более сейчас, когда у нас есть симфонический оркестр. Точнее, два оркестра.
Так исторически сложилось. Благодаря усилиям нашего любимого директора Юлии Николаевны Стрижак нам дали ставки на 24 человека. Тут больше, чем камерный оркестр, не получится, и мы создали "Северную симфониетту". Я учился в разных странах, в том числе в Англии, и там популярно называть симфонический оркестр – симфония, а камерный – симфониетта. Я уже тогда мечтал, что наш оркестр станет очень известным, и не только в России, но и в мире. Значит, надо подобрать название, которое подходит и для России, и для других стран. Так получилась "Северная симфониетта". Оркестр быстро стал успешным, и нам добавили ставок. Уже через год мы проводили конкурс и были просто поражены: пришло 350 музыкантов. Нам была нужна одна арфистка, а пришло десять. Было из чего выбрать, и мы выбрали лучших. Так родился симфонический оркестр "Северная симфония".
Еще у нас есть оперный хор... 27-28 сентября у нас состоится премьера комической оперы Гаэтано Доницентти "Дон Паскуале". И мы уже давно обсуждаем смену названия. Но, видимо, это будет после реконструкции, которая нам очень нужна. Проект уже готов, ожидаем экспертизы – это важнейший этап в реконструкции, от этого зависит успешная работа. Мы обещаем, что после реконструкции у нас в городе появится очень красивый и технологический театр, в котором можно будет увидеть все: от симфоний до мюзиклов, от оперы до балета, от джазовых концертов до даже каких-то немузыкальных форматов – форумов и фестивалей. Но мы и сейчас стараемся делать все, что можем. Я похвастаюсь: недавно мы получили новые стулья для музыкантов. Вы себе не представляете, какая это победа.
Про проект "Музыка и сказка", во-первых, хочу сказать, что меньше месяца назад я выступал на педсовете Санкт-Петербурга с докладом. И уже есть результат – создается музыкальная школа при Академии талантов. Это очень важно.
В России ситуация намного лучше, чем в Европе. Хотя мы (я могу себе позволить сказать «мы» и иметь в виду «мы, россияне») всегда думаем, что где-то там лучше. Достаточно, чтобы было не в России, и там все хорошо. Но это, честно скажу, неправда. Я не имею в виду, что все плохо там или все хорошо здесь. На самом деле, "все хорошо" не бывает нигде. Но что у нас хорошо – это дети. У нас самые талантливые дети, и их очень много.
Конечно, детей учат, детям дают возможность играть, но им надо еще показать, почему мы любим музыку. И как только я начал работу в театре, мы сразу придумали такой абонемент – "Музыка и сказка". Потому что мы понимаем, что одна из наших миссий (и очень важная) – это подготовка публики будущего. Для нас это важная работа, и мы делаем ее с удовольствием. Знаменитые актеры читают с нами сказки, и я стараюсь сам дирижировать. Каждый год мы делаем 4-5 таких концертов. С удовольствием делали бы и больше. Но пока в театре есть проблема, связанная с отсутствием репетиционного зала. Мы часто использует сцену как репетиционное пространство, и это нас ограничивает. Но после реконструкции ситуация изменится.
- Вы футбольный болельщик? За кого болеете?
- Да, я болельщик. В России, конечно, болею за «Зенит» (аплодисменты). Последний тренер зенита Роберто Манчини был у нас в театре. Он даже открыл наш цикл концертов "Битва титанов". Я его придумал, потому что мне было так обидно, что Италия не прошла (в 2018 году сборная Италии впервые с 1958 года не попала на Чемпионат мира). И я подумал, что надо создать чемпионат мира композиторов, и сделал цикл "Битва титанов". Скоро у нас будет битва двух русских титанов – Чайковского и Римского-Корсакова. Да, а в Италии я болею за "Интер" из города Милан.
Опера – всем
Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем» – это ежегодное городское событие, которое знакомит публику с выдающимися шедеврами зарубежной и отечественной оперной классики в формате open air. Инициатором создания фестиваля и его музыкальным руководителем является Фабио Мастранджело.
– Для человека, который родился в Италии, летняя сцена и опера идут близко друг к другу. В Италии существует много очень известных летних фестивалей. И я очень мечтал о таком фестивале в Петербурге. Конечно, я понимал, что метеорологические условия нашего города не очень сильно похожи на Италию (хотя в этом году так и не скажешь).
Но все же не все летние фестивали проходят в Италии. Есть известный фестиваль в Савонлинне в Финляндии, а там погода ненамного лучше, чем в Петербурге. Есть знаменитый фестиваль в Австрии, где тоже не 340 солнечных дней в году, как в родном Бари. Если они рискуют, почему бы и нам не рискнуть? В России любят риск.
Я посоветовался с Юлией Николаевной, с Виктором Высоцким (арт-директор фестиваля – прим. ред.). И с уже готовым проектом мы пришли к вице-губернатору Кичеджи. Он тогда задал эпический вопрос: "Фабио, как ты думаешь, на каждом спектакле человек 500 зрителей будет?" Я ответил: "Думаю, будет, может, и больше". Первый спектакль – 12 июля 2012 года – собрал более 10 тысяч человек.
В этом году прошел уже седьмой фестиваль. Открытие у нас всегда 12 июля – это уже традиция. И, надеюсь, и через 100 лет, когда нас уже не будет, наш фестиваль будет продолжаться. Ведь помимо того, что мы представляем шедевры мирового значения, это еще важный социальный проект. Мне кажется, что для такого города, как Санкт-Петербург, где многие любят классическую музыку и оперу, дать людям возможность посещать такие постановки (а мы представили уже свыше 25 опер) бесплатно – это огромный подарок для горожан. Не все и не всегда могут себе позволить посещать Мариинский или Михайловский театры. И это нужная акция. И я рад, что нас поддерживают, и поддержки становится с каждым годом больше.
- Ваша любимая опера?
– Пока ты ставишь оперу, ты именно ее любишь больше всех. Но после всегда остается самая любимая… Мужики меня понимают (смеется). Могут быть разные приключения, но самая любимая всегда есть. Самая любимая у меня – "Тоска" Пуччини.
ПЕРЕЙТИ К ФОТОАЛЬБОМУ
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте, ВКонтакте и Фейсбуке, Телеграм-канале (Nevsky70). Следите за нашими анонсами.
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей. Проект «Культурная столица» представляет зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Ведет встречи председатель Союза журналистов СПб и ЛО, директор Дома журналиста Людмила Фомичева. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Прочитать о предыдущих встречах проекта "Культурная столица"