Зоопарк для театральных критиков
На первом заседании нового сезона проекта "Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга" создатель, главный редактор и директор "Петербургского театрального журнала" Марина Дмитревская рассказала о том, как родилось издание и почему уже почти 27 лет она продолжает биться за его сохранение.
Встреча, посвященная "Петербургскому театральному журналу", началась с небольшого экскурса в историю. И не удивительно, ведь Марина Дмитревская – главный редактор и директор журнала – много лет преподает в Театральном институте на Моховой. И на вопрос о том, как родился журнал, который сокращенно именуют ПТЖ, она ответила увлекательной лекцией о становлении театральной критики в нашей стране. Оказывается, самый первый театральный журнал России издавался на немецком языке. Он родился именно в Санкт-Петербурге, где в XVIII веке вышло два номера "RussischeTheatralien". Первым театральным журналом на русском стал "Драматический вестник", который в начале XIX века недолго выпускали князь Шаховской и баснописец Крылов.
– Дальше весь XIX век складывалась традиция русской театральной критики. И самый великий журнал, который выходил в Петербурге, и вообще самый великий русский театральный журнал в 1889 году основал Александр Рафаилович Кугель. Журнал назывался "Театр и искусство". Это было время уже журналистики как промышленности. Суворин ставит ларьки по железной дороге, чтобы "Новое время" везде продавалось, уже это прибыльно. При больших русских газетах сидят театральные обозреватели – в одной Дорошевич, в другой Амфитеатров, в третьей Юрий Беляев. А Кугель в это время начинает издавать тиражом 300 штук (хотел больше, так и мы тоже хотели больше) профессиональный журнал "Театр и искусство". Журнал независимый, не связанный с коммерцией, для того чтобы честная оценка имела свою площадку. Когда я открываю книгу воспоминаний Кугеля "Листья с дерева", то читаю как будто про жизнь нашего журнала. Это очень похоже и по безалаберности, и по безденежью, и по желанию сохранить, так сказать, остатки идеалистической программы, с которой все начиналось и у Кугеля, и у нас. Журнал Кугеля просуществовал 20 лет. Очень долгие годы я хотела как бы не обогнать, но хотя бы догнать Кугеля. Теперь перегнали.
Марина Дмитревская: "Если говорить о том, кому мы с самого начала хотели наследовать и хотим наследовать – это, конечно, журналу "Театр и искусство" Александра Рафаиловича Кугеля".
После революции, в 1918 году, журнал "Театр и искусство" перестал существовать. Некоторое время в Ленинграде выходили другие издания, последнее из которых, "Рабочий и театр", закрылось в 1937 году. Последующие 55 лет "культурная столица" не имела собственного театрального журнала. Пока в 1991 году Марина Дмитревская со сподвижниками не создала ПТЖ, о рождении которого на свет она рассказывает с юмором.
– Моя судьба складывалась абсолютно безоблачно. Меня сразу стали печатать все центральные журналы и газеты. Был такой даже "прорыв блокады", потому что ленинградских критиков печатали очень мало. Но проблема отсутствия журнала в городе с самой старой театроведческой школой оставалась. Как только я начала преподавать, повесила объявление: "Кто хочет делать студенческий театральный журнал, приходите в аудиторию". Пришли пять энтузиастов, и мы с ними делали пять экземпляров рукописного журнала "Представление". Он лежал в читальных залах Театральной библиотеки, его разрисовывал Резо Габриадзе, он стал вполне известен. И образовалась такая "могучая кучка" людей с манией журнала. И вот в 1991 году осенью в театре на Литейном проходил фестиваль Камы Гинкаса. Кама Миронович пригласил меня вести там пресс-работу. Мы там выпускали веселый бюллетень "Кама-сутра". Там была рубрика "Кама с вечера" и так далее. И тут ко мне пришел Александр Македонский… Я не брежу, нет, нет, нет. Так звали директора театра на Литейном – Александр Викторович Македонский. Он задал мне вопрос: "Вы хотите театральный журнал? Настоящий!" Я сказала: "Нет". Потому что был центральный журнал "Театр", была "Театральная жизнь", был замечательный журнал "Московский наблюдатель". Я везде печаталась, и ребята, в общем, тоже. И я же видела, как это трудно, а я человек малосильный – поэтому сказала: "Нет". Но мои бывшие студенты подняли меня на древко, отнесли к Македонскому, и мы въехали в это дело. Зачем? Я до сих пор, вот 27 лет уже, хочу встретить Александра Викторовича Македонского и посмотреть ему в глаза. Потому что мы въехали в это дело, а дальше Македонский исчез – ушел из театра, поменял квартиру, телефон. А мы уже нашли чердак на площади Искусств, Кочергин дал художников, сделали оригинал-макет. И мы остались посреди города Ленинграда. Я и за мной пять молодых коллег… И мы уже всем разболтали, что будет в Петербурге журнал. И это 1992 год! У меня была страшная весна. Я ходила, ходила по каким-то нуворишам, просила денег, рассказывала (смеется) про Шаховского и Крылова. На меня смотрели как на абсолютную идиотку... Однажды бывшая заочница привела меня на Старо-Невский в какую-то страшную коммуналку. Было накурено, длинный стол. Такое "Место встречи изменить нельзя", сцена "Малина", а я – Шарапов… с оригинал-макетом.
В "страшной коммуналке" размещалась организация, которая первой выделила деньги на издание журнала. 20 декабря 1992 года Марина Дмитревская привезла из типографии в редакцию сигнальные номера первого номера "Петербургского театрального журнала". Журнала, который 27 лет сохраняет статус независимого профессионального издания. Марина Дмитревская с гордостью говорит, что за 27 лет ни разу в журнале не появилось ни одного заказного, проплаченного текста. И все это время издание сохраняет высокий профессиональный уровень, публикуя только материалы профессиональных театральных критиков, преимущественно с театроведческим образованием.
Марина Дмитревская: "Я с почтением отношусь именно к профессионализму. А мы живем во время дилетантизма. Каждый кто хочет может поставить, написать и так далее и так далее. Меня это, честно говоря, коробит и часто раздражает".
– Мы позиционируем себя как профессиональный журнал. Спектакль – это текст, который надо уметь читать. Когда-то 5 лет, сейчас 4 года мы учим студентов читать сценический текст, понимать законы театра. Среди наших авторов есть и люди с филологическим или журналистским образованием, потому что, когда в середине 90-х годов в этой стране умерли все театральные журналы, мы стали общероссийским изданием. Мы остались единственными, и я стала говорить, что наш журнал называется Петербургским не потому, что мы пишем о Петербурге, а потому, что мы выходим в Петербурге. Мы петербургскую школу олицетворяем, у которой есть определенные принципы анализа спектакля. Но всегда мы печатаем только тех авторов, чьи профессиональные принципы и уровень не вступают в противоречие с нашими требованиями к себе самим. И так было с самого начала. Я недавно смотрела телесюжет, который в 1993 году делала Ника Стрижак к годовщине журнала. И там я – молодая и худенькая – говорила, что наш журнал – это зоопарк. Сейчас наша профессия никому не нужна, а мы ее сохраняем, как сохраняют в зоопарке редких животных, чтобы, когда экологическая ситуация изменится, выпустить их на волю. И вот прошло 27 лет. Мы по-прежнему все в том же зоопарке сохраняем эти редкие виды, а экологическая ситуация все хуже и хуже, особенно в Год театра.
Сейчас редакция журнала располагается в подвальчике на Моховой, практически напротив Театрального института. Ценой независимости являются очень низкие оклады сотрудников, "нездоровый воздух" подвала, отсутствие хоть какой-то "подушки безопасности" и постоянное балансирование на грани выживания.
– Эдуард Степанович Кочергин, главный художник БДТ, большой мой друг, а впоследствии и крестный, рассказывал, что когда-то его – молодого успешного художника – позвал Николай Павлович Акимов преподавать. И Кочергин говорит: "Зачем мне это?" Глядя в окно на Невский проспект из своего кабинета Театра комедии, Николай Павлович Акимов сказал: "У нас нет другой цели, чем сохранение культуры". Не создание ее, даже не развитие, а вот – сохранение. Я как-то писала статью, что такое настоящая критика – это и режиссура, и актерство, и литература, все в одном флаконе. Это прекрасная профессия, и хочется, чтобы она существовала. Если я брошу журнал, я должна буду уйти с факультета. Потому что учить детей тому, что невоплотимо, невозможно. А сейчас они знают, что если они, в общем, будут из себя что-то представлять, они перейдут улицу Моховую из дома 34 в дом 30, во двор направо в подвал, где им нальют чай, отредактируют их тексты и напечатают в журнале.
Надо отметить, что помимо журнала на бумаге, выходящего тиражом одна тысяча экземпляров раз в квартал, у ПТЖ есть свой сайт, на котором ведется блог в формате общероссийской театральной газеты. Есть рубрика "Пресса о петербургских спектаклях" и многое другое. Марина Дмитревская признается, что "как скупой" каждый день заглядывает в гугл-аналитику, чтобы посмотреть на цифры и кривые. Показатели у издания, ориентированного на весьма узкую аудиторию (как рассказала Марина Дмитревская, в стране посещает театры 3,5–4% населения), весьма неплохие, порядка 45 тысяч посетителей в месяц.
Марина Дмитревская: "Журнал нас не кормит, это мы кормим журнал".
– Мы выкладываем журнал в интернет, когда тираж продан. В общем, бумага кормит нам и сайт. Из чего состоит наш бюджет, не является тайной. Мы подаем заявку всегда в наш Комитет по печати, они своих денег уже давно не дают, просто пару депутатских субсидий отправляют Настя Мельникова и Максим Резник, это и превращается в грант, и то под некоторым напором депутатов. Мы подаем заявку в Министерство культуры, с этим все хуже и хуже. Вот в этом году Год театра, до сих пор министерство не заключило соглашение. Мы не получили вообще ни одной копейки еще ни от города, ни от Министерства культуры. Еще чуть-чуть денег, последние года три, стал давать СТД. И Роспечать на общих основаниях тоже какую-то копейку. Остальное мы наторговываем сами. Чуть-чуть рекламы на сайте. Спасибо директорам театров – и Большого театра, и Вахтанговского – за эти несколько баннеров мы ежемесячно что-то получаем. И есть сменные баннеры, все-таки аудитория целевая, поэтому российские фестивали, гастроли. Когда журнал совсем уже летит в тартарары, мы объявляем лекции, в редакцию собираются люди за 3 рубля, и мы пытаемся так на зарплату хотя бы зав.редакцией собрать.
Аркадий Соснов: "То, чем вы занимаетесь, это подвижничество. Мы знаем, от чего происходит это слово. Люди понимающие просто вами восхищаются и гордятся…"
Почти 27 лет журналу. За эти годы опубликованы рецензии более чем на 8000 спектаклей 600 театров из 280 городов. Во время беседы и ведущая Ирина Иванова, и задающие вопросы из зала часто вспоминают такое слово, как "подвижничество". Марина Дмитревская в конце встречи задумчиво говорит: "Я не думаю, что это подвижничество, я думаю, что это послушание".
– А знаете, для чего еще журнал сохраняю? Чтобы у людей была возможность свободного высказывания. Чтобы их не душили нигде. Я все-таки при советской власти начинала писать, и вот это вот цензурирование бесконечное... Мы создавали когда-то пространство свободного высказывания. Мы, редакция, создали территорию свободного профессионального суждения, и эту территорию сохраняем.
Запись прямой трансляции встречи на сайте партнера проекта PITER.TV
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на Youtube-канале SPBSJRU
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализован на средства гранта Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга.
Посмотреть все публикации о мероприятиях проекта.