«Каждый снимок – кусочек жизни, отвоёванный у темноты»
Фоторепортаж
Мы публикуем материалы, написанные в первый год пандемии коронавирусной инфекции. Собираем подборку текстов – опубликованных и нет – для того, чтобы сохранить в памяти новости о работе врачей, репортажи журналистов, интервью с пациентами.
Ни одной чёрной кошки не должно остаться в углах комнаты: всё, что запечатлено, – правда. Даже если тема – не солнечно-звёздная, а речь идёт о безрадостном времени «ковид», застывшем между жизнью и смертью. Это - о кадрах, останавливающих мгновение именно так, чтобы назло этой самой смерти – было сейчас и всегда…
Номинант международного News Photo Awards
Недавно снимки Анастасии Илюшиной попали в число 16-ти лучших – их автор стала номинантом престижного конкурса News Photo Awards, на который прислали работы более чем из 80 стран мира. А надо сказать, из российских авторов в финал смогли выйти только трое.
«Это очень неожиданно. Мне не особо везёт в конкурсах, которые носят субъективный характер. Это не забег по времени, где, кто первый, тот и чемпион, – признаёт Настя. – Тут я, во-первых, была удивлена, что конкурс, действительно, беспристрастный. Судили только снимки – без имён и других подробностей. Во-вторых, для меня огромная честь оказаться среди людей, которые занимаются фотографией много лет, бывали в горячих точках, чего только не видели. В-третьих, я там одна – женщина. Я до сих пор не очень понимаю, как это произошло».
Цепочка случайностей
Интересно, как именно был сделан тот самый снимок, который признали одним из лучших на международном конкурсе?
«Вообще, всё, что касается фотографии, для меня оказалось цепочкой случайностей, и эта съёмка – не исключение, – рассказала Настя. – Меня попросили снять фоторепортаж для одного издания. Речь шла о мемориале в память медицинских работников, умерших из-за коронавируса. Стихийно образовавшийся народный мемориал на Малой Садовой улице, что напротив «катькиного» садика, хорошо известен петербужцам, а теперь уже и гостям города. Тема для фоторепортажа сама по себе печальная, и изначально было не очень понятно как снимать. Ведь, по сути, это стена с фотографиями, масками и цветами. Мне хотелось как-то передать чувства, которые я испытываю, глядя на это место и то, что происходит вокруг. А рядом – люди… Кто-то останавливался между делом, поедая мороженое. Кто-то покупает рядом еду на вынос и ест напротив мемориала. Кто-то останавливается и долго рассматривает фотографии незнакомых людей, некоторые из которых сфотографированы в белых халатах. А кто-то даже спрашивает меня, правда ли это умершие медики… Запомнились люди из других городов России, которые думали, что это легенда».
Заслон от эмоций
«Когда в первый раз рассматривала фотографии, сделанные на мемориале, наворачивались слёзы. Камера помогла мне абстрагироваться, стала заслоном от эмоций. Я снимала в тот день, когда пришли активисты – чтобы повесить новые фотографии и поменять цветы. Даже тогда ещё мало кто что-то понимал про эту пандемию. Редко у кого болели знакомые или члены семьи. Это коснулось, в первую очередь, медицинских работников. Для меня гораздо большим потрясением было то, что среди погибших - достаточно много молодых людей, тридцати-сорока лет. Ещё редко у кого болели знакомые или члены семьи. Это коснулось, в первую очередь, медицинских работников. Для меня гораздо большим потрясением было то, что среди погибших - достаточно много молодых людей, тридцати-сорока лет. И эта болезнь казалась такой странной: её нельзя было как бы наблюдать, увидеть. Но люди умирали. У меня есть знакомые медики, молодые девочки, которые работали в красной зоне, у которых я могла что-то спросить… Я видела их селфи в защитных костюмах, они писали о том, что происходит… Так что в целом я понимала, что они в зоне риска, практически с самого начала».
Люди и манекены
Когда только началась самоизоляция, и нельзя было особо никуда ходить, Настя фиксировала эти моменты тоже, а теперь вспоминает:
«Иногда даже вокруг дома гуляла, смотрела, что происходит. Из того, что особо запомнилось, это витрины крупного универмага, который первым надел прозрачные маски на своих манекенов; пустынные улицы и одинокие силуэты редких прохожих в переходе метро; люди, пролезающие через ограждения и даже сквозь забор закрытого парка 300-летия, молодёжь и пожилые гуляющие на пляже. Очень памятной для меня стала поездка в больницу в посёлке имени Морозова, куда свозили пациентов с «ковид-19». Это был День медицинского работника. Мы поехали снимать праздник, который устроили для медиков. Но в итоге это выглядело так: во дворе была сцена, шарики, выступали люди, а сами медики смотрели только из окон. Подъезжали и уезжали машины скорой помощи. Потом появились работники в специальной защитной одежде, они не выходили за порог больницы, но их удалось снять. А потом на наших глазах из машины вынесли носилки с пациенткой в тяжёлом состоянии. Вот именно тогда, пожалуй, я поняла всю серьёзность ситуации»…
Фотографии можно считать «машиной времени», ведь разглядывая фотографии, мы можем переноситься в прошлое и вспоминать разные моменты нашей жизни. И если же говорить о каких-то творческих идеях, то фотография помогает нам создавать свой неповторимый мир.
Евгения ДЫЛЕВА,
Сентябрь 2020 год
Фото Анастасии ИЛЮШИНОЙ
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга