Ощущение «акварельности бытия» присуще всем
Архитектор Геннадий Фомичев за почти 45 лет работы создал множество проектов. Автор реконструкции зданий Академии Русского балета им. А.В. Вагановой и соавтор реконструкции Александринского театра, участник строительства многих храмов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Для художника же Геннадия Фомичева 9 апреля 2018 года состоялся дебют – первая персональная выставка «Акварельность бытия» открылась в Доме журналиста на Невском, 70.
Геннадий Фомичев родом из Ростовской области, станицы Константиновской. Рисовать любил с детства, покрывая рисунками учебники и тетради. Учителей рисования в станице не было, но неизвестным чудесным образом «залетел» в станицу проспект выставки «Современная архитектура США» и попал в руки юного художника. Как он рассказывает, это и решило его судьбу. После школы он поступил в Ростовский инженерно-строительный институт, и именно там, обучаясь архитектуре, начал заниматься живописью.
- Первые мои наброски, школьные рисунки, слава богу, сгинули, потому что в них ничего не было, - улыбается Геннадий Фомичев. - Интересная живописная работа началась, когда я учился в Ростове в архитектурном университете. Мы там много занимались самообразованием, читая книги, обсуждая, споря. Тогда мои друзья купили мне этюдник. День рождения у меня в июне, но они не стали ждать, чтобы я не потерял весну. Скинулись и в апреле подарили мне этюдник, с которым я приехал в свою любимую станицу. Было это в апреле 1968 года, ровно 50 лет назад.
Этот самый этюдник занимает почетное место на выставке. Так же как и самая первая, нарисованная на нем в станице Константиновское картина «Цветущие сады». Так как домой молодой художник приехал с этюдником и красками, но без кистей и мастехина, создавал он ее, «утащив у мамы» гибкий нож. И именно им постарался на холсте передать буйство цвета садов родной станицы.
Выставка называется «Акварельность бытия», и это название отражает не только то, что акварель – это любимое направление в живописи художника, но и, как говорит художник, близка его ощущению жизни. "Мне кажется, что ощущение акварельности бытия характерно всем людям без исключения. Просто у кого-то есть способности, чтобы реализовать это чувство в красках, а кто-то пишет стихи, делает фотографии… Это ощущение присуще всем».
Журналист Олег Сердобольский: «Я прошел по выставке и понял, что, во-первых, автор – поэт, многие его работы просятся в стихи, а может быть, это стихи и есть. Во-вторых, он очень русский художник. Даже в заграничных пейзажах ощутима его русскость. В-третьих, очень щедрый художник, который, если берется за дело, то создает маленькое чудо в каждой работе».
На открытии первой персональной выставки живописи автору тут же предложили сделать еще одну выставку акварелей в Ораниенбауме. Акварель Ораниенбаума висит дома у генерального директора ГМЗ «Петергоф» Елены Кальницкой, сделавшей это предложение и вручившей художнику цветы из оранжереи Петергофа.
Елена Кальницкая: «Я могу открыть секрет. Сейчас у Геннадия Павловича выставка не только здесь, но и в Москве. Там выставка не персональная, это выставка «Козел – животное гордое» из моей коллекции козлов, которую я собираю 25 лет. И на ней есть картина Геннадия Павловича. Он очень веселый и смелый человек, и нарисовал автопортрет – себя с рогами. Он сегодня выставлен в Дарвиновском музее в Москве и привлекает внимание. Очень рада, что открылась ваша персональная выставка, это, конечно, нужно и важно».
Небольшая часть выставки посвящена архитектурным проектам Геннадия Фомичева, демонстрируя фотографии уже построенных храмов: Антония Сийского на проспекте Просвещения и Симеона Богоприимца в Красном Селе, Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы и Успения Божией матери в Ленинградской области и многих других. Геннадий Павлович рассказывает, что, еще будучи студентом Мухинского училища, объездил весь север, видел много церквей, но даже представить себе не мог, что когда-нибудь будет их строить.
– Мы смотрели церкви, рисовали, у меня есть альбомы с этими зарисовками. Но, конечно, тогда, в конце 60-х и начале 70-х, и в голову не могло прийти, что мы сможем строить эти церкви. Могло еще привидеться, что удастся реставрировать, но то, что проектировать…, - вспоминает Геннадий Фомичев. - Когда лет 25 назад у нас появились первые люди из одного православного прихода, которые предложили поработать над строительством церкви, – это была большая радость. А потом нас стали передавать из рук в руки, один приход передавать другому. Сейчас мы строим 3 храма, еще два проектируем. Мы не отказываемся от другой работы, но случилось так, что эта работа стала основной.
О другой, тоже очень важной и масштабной работе, рассказала архитектор Ольга Котловая, автор альбома «Русская мечта», посвященного 275-летию Академии Русского балета им А.Я. Вагановой, в котором много внимания уделено реконструкции зданий Академии.
Ольга Котловая: «Геннадий Павлович сделал такую блестящую реконструкцию, подошел к ней настолько деликатно и тонко, что все звезды балета согласились участвовать в этом альбоме. Огромное ему спасибо, что мне как архитектору удалось это осветить. И эта книга сделана для того, чтобы молодые люди, которые не проходили школу Геннадия Павловича, могли поучиться. Например, здесь включен чертеж, который я лично забрала из шкафа, спасла от гибели. Геннадий Павлович махал на меня руками: «Оставь это, запачкаешься». А сейчас этот чертеж хранится в музее Академии балета имени А.Я. Вагановой, на отдельной витрине, посвященной работе Геннадия Фомичева».
На вопрос «кем вы себя ощущаете – архитектором или художником» Геннадий Павлович улыбается: «Я ощущаю себя человеком». И признается, что живопись помогает не терять творческого настроя, занимаясь архитектурой. "Архитектура – это осознанный выбор профессии. Это сложная, тяжелая, порой изматывающая работа, которая изматывала бы еще больше, если бы не было возможности писать картины".
Журналист Юрий Светов: «Был задан вопрос Геннадию Павловичу, кем он себя чувствует, архитектором или художником. Я много лет назад брал интервью у Марка Тайманова, пианиста и шахматиста, и он на подобный вопрос ответил так: «Я лучший гроссмейстер среди пианистов и лучший пианист среди гроссмейстеров». Для меня акварель – это особая любовь. И здесь то, что художник – архитектор, видно. Картины, с моей точки зрения, все построены. Есть перспектива, есть взгляд человека, который видит не кусочек, а весь мир, из которого он вырезал этот кусочек».
Выставка «Акварельность бытия» представлена в выставочных залах 3-го этажа Дома журналиста (Невский, 70) до 11 мая. Вход свободный, по будним дням с 11.00 до 18.00.