«С непрофильным образованием не берем»
О том, как стать ведущим на телеканале «Санкт-Петербург» и что ожидает работодатель от сотрудников, SPBSJ.ru рассказал заместитель генерального директора телеканала «Санкт-Петербург» Сергей Сыров.
Есть ли вакансии?
Телеканал «Санкт-Петербург» на рынке труда 7 лет и продолжаем развиваться. Сейчас на нашем телеканале работает 400 человек, и за этот год мы набрали в штат порядка 60 человек. Есть целый набор специальностей, которые являются дефицитными для канала, но, в первую очередь, это не журналистские кадры. В дефиците видеомонтажеры, специалисты, работающие с социальными сетями, редактор интернет-сайта. Но и журналисты-корреспонденты, работающие в кадре, тоже требуются регулярно.
За подбор сотрудников у нас отвечают директора дирекций. На телеканале три дирекции (можно сказать, редакции), соответственно, требования к сотрудникам будут разными в разных дирекциях. Это надо учитывать, если вы присылаете нам резюме. Нужно понимать, в какой направленности вы хотите работать. Присылать просто резюме «я хочу работать на телеканале» – не стоит.
Как попасть?
Способ первый – прислать резюме. На нашем сайте есть раздел «вакансии», но журналистские вакансии мы туда обычно не выкладываем. Раньше выкладывали, теперь нет, так как поступает порядка 40 резюме в сутки – это ступор для всей нашей работы. В разделе указаны телефон и электронная почта, так что желающие могут звонить и направлять резюме.
Второй способ – прийти на практику. Со многими вузами Санкт-Петербурга у нас заключены договора. Так что через свое родное учебное заведение к нам можно попасть.
Отмечу, что с точки зрения информационного вещания текучка у нас большая. Потому что там много стажирующихся. У нас нет бесплатных стажировок. Человек приходит работать, работает 2-3 месяца, и, если он устраивает, его берут в штат.
Каковы требования?
Я опросил директоров наших дирекций, кого мы хотим. Требования к тем, кто будет работать в кадре, и к тем, кто не «публичный», различаются.
Расскажу про публичные специальности. Необходимо профильное образование. Сейчас без профильного образования мы не берем. Есть исключения, когда богатый опыт работы и зарекомендовавший себя человек. Но, если речь идет о молодых, без профильной специальности вы к нам не попадете.
Внешний вид – для публичной профессии это важно – должен соответствовать.
Сейчас скажу крамолу с точки зрения трудового кодекса, но в приоритете молодые люди и те, кто родился и вырос в Санкт-Петербурге. Где-то месяц назад мы проводили кастинг в высшей школе журналистики СПбГУ, искали ведущих информационных и информационно-аналитических программ. Приняли участие 75 человек, из них 70 – девушки. Но бывает так, что нам для передачи нужны молодые люди, так и получается, что они будут в приоритете, если умеют вести себя в кадре и разговаривать.
Также для нас важен кругозор и знание города. Мы рассказываем про город, и вы должны знать историю города, хорошо в нем ориентироваться, понимать культурное и политическое пространство. Конечно, иногородние у нас тоже работают. Но, приходя на собеседование, им нужно больше готовиться, чтобы показать, что они хорошо знают город. Как рассказывал коллега, если соискатель не может ответить на вопрос «Кто губернатор Санкт-Петербурга?», то он к нам не попадет. Если претендуете на культурно-просветительское направление, надо еще знать, кто руководит Эрмитажем, какие музеи и театры есть в городе. Нужен кругозор.
Какие навыки приветствуются?
Приветствуется знание иностранных языков. Для соискателя большой плюс, если он свободно говорит на английском, а также ином другом языке, востребованном на территории Санкт-Петербурга.
Еще надо иметь хорошую дикцию и хорошо говорить, если вы собираетесь быть публичным человеком и выступать в кадре. Одно дело писать статью в газету, другое – делать видеосюжет. Кстати, то, что написано на бумаге, не всегда будет хорошо звучать в кадре. Этому тоже нужно учиться.
Напоследок отмечу еще одно. Сейчас недостаточно иметь навыки узкой специализации. Например, мы на Russia Today. У них едут на съемку корреспондент и оператор, которые должны быть взаимозаменяемы. Они обязательно должны быть способны подменить один другого. У нас требования не такие жесткие, но корреспондент должен знать определенные азы и начальные навыки работы с камерой. Так же технология ТВ-производства рассчитана на то, что корреспондент должен уметь не только говорить и писать, но иметь редакторские знания и навыки монтажа. Корреспондент – уже не узкая специальность, а умение работать в команде и знать функционал других сопутствующих специальностей.