В Академии художеств открылась выставка, посвящённая 100-летию Владимира Ветрогонского
Огонь у ног Мадонны
В Российской Академии художеств открыта выставка, посвящённая 100-летию Владимира Александровича Ветрогонского. Масштабный показ работ народного художника России охватывает все аспекты его творчества, включая один нетипичный, редчайший, на который хочется обратить особое внимание. В одном ряду с живописью, графикой – дневники. Причём, это не просто подневные хроникальные записи. На страницах дневников с нами говорит художник-философ, много думавший о задачах искусства, о своём времени, о смысле жизни.
Читаем: «С расстояния особенно отчётливо начинаешь понимать, что время, по которому и сегодня сверяешь час нынешний, сохраняет яркий свет и ясность – мы шли в бой с верой и верностью за правду и справедливость… Война оставила нам чёрную книгу печали и красную книгу дружбы, верности и любви».
Видим: фронтовые зарисовки 18-летнего выпускника художественной школы, а в 1942 году солдата, просившего о возможности воевать в том полку, в котором воевал и погиб его отец. Видим его друзей-фронтовиков, дороги войны, разрушенные города, лагерь военнопленных. Записи в дневниках – своего рода программа, которую Владимир Александрович воплощал в своих художественных работах.
Читаем: «Я своё творчество посвятил теме труда и любви – по-моему, замечательные темы. В любви жизнь рождается. А трудом она кормится…. Я праздную, когда работаю»
Видим итоги этой работы: большие серии гравюр, в которых живут металлурги Макеевки, Череповца, монтажники-высотники, речники. И вместе с тем индустриальные, городские, сельские пейзажи. Искусствоведы не случайно отмечали, что у него нет диссонанса между созданной и нерукотворной природой. Всё живое, свежее, подвижное, дышащее.
Читаем: «Как показывает жизнь, успех в творчестве приходит лишь тогда, когда выбранная тема, встреченный герой захватывают тебя целиком, когда на смену первому восторгу перед размахом жизни завода, его людьми приходят более глубокие чувства, знание этой жизни, понимание характеров».
Видим: многолетний цикл «По родному Северо-Западу». Широкие панорамы новых заводов, реки, шлюзы, теплоходы и рядом - небольшие зарисовки - горновой Александр Гуторов и композитор Андрей Петров, сталевар Красавин и режиссёр Товстоногов, известные писатели, актёры, родные, друзья. Всё это – отражённое время.
Но пришли годы, когда страна, за которую он воевал и которую строил, начинает рушиться. И мы читаем в его дневнике:
«Когда спрашивают, чем живу, отвечаю: Чем и всегда – творчеством. Пытаюсь воспеть Небо и Землю, Воздух и Свободу. Наверное, я вам наивным кажусь, когда вокруг прагматизм да меркантильность держат верх над духовным миром человека. Но я не унываю. Пусть вокруг душат душу, окончательно задушить её не смогут. Значит, надо надеяться и верить. И вновь – в светлое будущее. История возвращается на круги своя».
Он не ушёл в одиночество, не опустил руки, по-прежнему преподавал, руководил в Академии мастерской графики, стараясь поселить в своих учеников веру в правду жизни, в её возрождение. И всё же… душевного состояния искреннему художнику никогда не удаётся скрыть. Его прозрачные акварели приобретают иной настрой. На них тихая, неброская наша северная красота - вечерняя, минорная, будто подёрнутая пеленой моросящего дождя, созвучная строчкам Александра Блока:
А ты всё та ж моя страна,
В красе заплаканной и древней!
Сегодня, наблюдая робкое пока возвращение многих старых (да не старых, а вечных!) ценностей, мы по-новому смотрим на его шахтёров, металлургов, матросов и капитанов. А ведь многие молодые люди, вообще, наверное, и не слышали о таких профессиях, не видели могучих наших заводов. В последние 30 лет они исчезли с экранов телевидения, страниц прессы. «Это нельзя, это реклама, ведь предприятия-то частные!».
Человек труда из героя и творца превратился в винтик экономической машины. И закономерно, что теперь отовсюду мы слышим: нет рабочих, не хватает специалистов! А кто пойдёт в «винтики»? Лучше валяться да диване (мамином!) и мечтать, как стать блогером, загребающим кучу денег. В итоге – ни блогера, ни квалифицированного работника, а развозчик пиццы…
Есть у Ветрогонского гравюра: вечер, у своей будки стоит простая стрелочница, в ногах у неё простой железнодорожный фонарь. Знаменитый итальянский художник Ренато Гуттузо, увидев эту работу, сказал: «Впервые встречаю произведение, автор которого поставил огонь к ногам Мадонны».
Хочется сказать художнику: Владимир Александрович, вашей первой большой работой, во многом определившей и дальнейшее, был цикл гравюр «Заводские будни». Страна меняется, и в эти честные будни нам надо возвращаться. Вы нам сейчас очень нужны.
Сергей Андреев
Фото автора
Мы не случайно публикуем эту статью на своём сайте, ведь Владимир Ветрогонский был членом Союза журналистов СССР с 1966 года и до конца жизни (скончался в 2002 году) состоял в Союзе журналистов Петербурга и Ленобласти. Он писал замечательные статьи об искусстве, о живописи, печатался во многих питерских газетах и журналах. Журналисты по праву могут гордиться своим коллегой по профессиональному цеху.