"Золотое перо" оценит мастерство журналистов, актуальность и класс журналистики
29 октября учредители конкурса «Золотое перо» провели пресс-конференцию, посвященную его старту. На обновленном сайте 20.spbgoldpen.ru, запущенном также в этот день, можно ознакомиться с требованиями к подаче конкурсных материалов и историей конкурса. Оргкомитет принимает заявки до 9 февраля 2015 года (включительно). 27 февраля 2015 года торжественным действом в Манежном корпусе конкурс отметит свое двадцатилетие.
На протяжении всех этих лет «Золотое перо» преследует главную цель – поощрить лучших журналистов Петербурга и Ленобласти, добившихся своей профессиональной деятельностью наибольшего уважения и признания по итогам года. Глава Наблюдательного совета конкурса, председатель Союза журналистов СПб и ЛО, президент ИА «Интерфакс – Северо-Запад» Людмила Фомичева напомнила, как родился конкурс: «Летом 1995 года были утверждены “Невский базис” – своего рода хартия свободной и ответственной журналистики и первое положение о конкурсе, которым должны следовать конкурсанты». Своим появлением «Золотое перо» обязано журналисту и писателю Андрею Константинову, выдвинувшему идею конкурса, экс-главреду «Санкт-Петербургских ведомостей» Олегу Кузину, предложившему название (была зарегистрирована одноименная торговая марка, потом название подхватили в других регионах), исполнительному директору «КП в Петербурге» Александру Потехину (сегодня гендиректор СПб ТАСС), и экс-гендиректору «Европы плюс – Петербург» Виктору Машенджинову, который от лица учредителей открывал первую церемонию.
«Торжественная церемония, посвященная двадцатилетию конкурса «Золотое перо», пройдет 27 февраля. Ее режиссером станет известный российский театральный режиссер Василий Бархатов», – сообщила Людмила Фомичева.
Цифры и факты
За двадцатилетнюю историю конкурса:
- вручено 187 знаков «Золотое перо» в различных номинациях;
- 157 журналистов признано лауреатами в основных номинациях;
- среди лауреатов представители почти 60 редакций СМИ;
- наибольшее количество наград (пять) завоевал журналист Андрей Радин;
- самыми результативные по числу наград СМИ стали: «Пятый канал» (семнадцать!),
а также НТВ – Петербург, «100ТВ», журнал «Город 812», АЖУР и редакция «Вашего тайного советника»; - в 2014 году поступило рекордное количество конкурсных работ – 373;
- самая популярная номинация – «Человеческая история».
В перечне номинаций, включающем в себя главную – Гран-при и почетную – «За вклад в развитие журналистики», несколько новинок. Председатель жюри «Золотого пера-2014», руководитель ИА «Росбалт» Наталия Черкесова отметила:
– Для нас чрезвычайно важно, чтобы «Золотое перо» в этом году было не менее представительным и серьезным, чем это бывало всегда. Все знают: год для журналистов был не самым легким, журналистика находится в очень сложной ситуации. Появляются новые законы, о чем Союз журналистов не раз говорил, какие-то ограничительные вещи, и нам тут надо проявлять и профессионализм, и цеховую солидарность. Такие конкурсы, как «Золотое перо», и есть демонстрация наших возможностей. Мы можем показать городу и миру, что существует журналистика – классная, профессиональная, серьезная. Нам есть что сказать людям и в этом году.
Наталия Черкесова рассказала о новых номинациях. «Новость года – попытка членов жюри воздать должное людям, которые занимаются добычей новостей, «рабочим лошадкам» изданий – репортерам-новостникам. Оцениваться будет и то, насколько новости и событие, о котором первым рассказал журналист, имело общественный резонанс, – пояснила Наталия Черкесова. – Что касается номинации “Политическое измерение”, то журналисты работают в разных направлениях, изданиях, у них разные политические взгляды. Оценивать интересно не политическую позицию журналиста, а прежде всего мастерство, актуальность, класс журналистики. В составе жюри пятьдесят восемь человек, и я не думаю, что все они придерживаются одних и тех же политических взглядов. Вопрос здесь не в симпатиях к той или иной позиции, а в уровне журналистского мастерства».
Проявление третьей новой номинации – «Политический фундамент», как отметила глава жюри, тоже оправдано происходящими в этом году событиями.
Наряду с Союзом журналистов СПб и ЛО учредителями конкурса выступает несколько журналистских организаций. Их руководители рассказали, почему они ежегодно поддерживают проведение конкурса «Золотое перо».
«Конкурс журналистского сообщества»
Виктор Машенджинов, вице-президент Санкт-Петербургской Лиги журналистов:
– Лига журналистов всецело содействует проведению конкурса «Золотое перо», ведь это конкурс всего журналистского сообщества. Это принципиальная вещь! На этом стоит конкурс все эти годы. Благодаря чему он стал честным и непредвзятым, абсолютно живым, с авторитетным жюри. Двадцать лет я не перестаю это повторять. «Золотое перо» – конкурс, который входит в резонанс с самой профессией журналиста. Здесь появляются новые номинации, сокращаются старые, изменяется суть номинаций и так далее. Но одно неизменно – авторитетность конкурса. Вокруг него всегда кипят страсти, споры – почему не наградили ту или эту работу.... Я ценю конкурс за его непредвзятость и чистоту, за то, что он в полной мере отвечает профессии журналистов.
«Давайте будем профессионалами!»
Аркадий Соснов, президент Гильдии собкоров Санкт-Петербурга:
– В этом году жюри возглавила Наталия Черкесова, а это значит – конкурсу будет обеспечена высокая профессиональная планка. И вообще хочу обратить особое внимание на слово «профессиональный». Очень часто мы забываем, что мы – профессионалы и должны в своей деятельности отвечать строгим критериям. К сожалению, профессия стремительно размывается, особенно в последние годы или даже в последний год. С одной стороны – пропагандистские потоки льются с экранов телевидения, с другой – мощное влияние желтой прессы… Происходит обесценивание значения Слова, которое, как нас когда-то учили, рождается в муках… Сейчас это слово можно с легкостью необычайной пустить по электронной почте или где-то в блоге, и никто не будет смотреть, сколько оно там повторяется. Но важное качество профессионала – перепроверка фактов. Поэтому так важно появление новой номинации «Новость года». Как член Наблюдательного совета признаюсь: мы каждый год собираемся, придирчиво оцениваем номинации, которые выносятся на очередной конкурс. Прошлый год для конкурса стал в какой-то мере экспериментальным, что неплохо, наверное. Но мы все-таки хотели, чтобы таких определений как «сенсация» (в названии номинаций в том числе – прим.) было меньше. Да и само понятие «сенсация» достаточно условно. Каждый это понимает по-своему. Не надо гнаться за сенсациями!
«Равняйтесь на победителей»
Андрей Шамрай, председатель Северо-Западного окружного отделения «МедиаСоюза»:
– Призываю всех журналистов города и области принять самое активное участие в конкурсе. Мне кажется, что самое главное не просто победить, хотя, конечно, для многих это важно. На мой взгляд, правильнее, особенно для молодых журналистов, подать заявку, сделать ревизию своих работ, посмотреть, что может быть конкурентоспособным, сравнить свои работы с другими и добиться какого-то результата. Такие конкурсы, как «Золотое перо», в первую очередь нужны нам, чтобы понять существующие стандарты качества и профессиональной работы, понять, насколько ты близок к ним. Для тех, кто работает в профессии, участие в подобных конкурсах очень важно. И даже если вам не достанется «Золотое перо» – не страшно, важно расти и совершенствоваться. Надо равняться на победителей.