Региональные медиарынки: зарплаты урезаны, штат сотрудников оптимизирован. Результаты опроса АНРИ
В опросе Альянса независимых региональных издателей (АНРИ), проведенного в ноябре 2020 года, приняли участие 36 СМИ из 23 регионов России. Подавляющее большинство их них (83%) — печатные, а также СМИ, выпускающие газету и ведущие новостной сайт. Полученные данные АНРИ планирует использовать при обращении в органы федеральной власти.
Как показал опрос, в течение полугода 88% респондентов были вынуждены сократить затраты предприятия. В основном — за счет урезания зарплаты сотрудников, оптимизации штата, сокращения тиража и расходов на типографию, а также урезания бюджета на маркетинг и сокращения рабочей недели.
Большинство участников опроса (81%) воспользовались в 2020 году мерами государственной поддержки. Чаще всего СМИ получали гранты из федерального или регионального бюджетов, а также субсидии в рамках государственных контрактов и прямые субсидии.
Кроме того, большинство участников опроса (38%) хотели бы получить прямые государственные субсидии, 28% — оформить льготные банковские кредиты, 26% респондентов уверены, что СМИ необходимы налоговые каникулы. Еще 6% рассчитывают на налоговую отсрочку, 2% — на гранты и госконтракты.
В сложившихся условиях большинству редакций (58%) удалось сохранить коллектив. Остальные провели сокращения: 28% участников опроса сократили штат в пределах 10%; 8% вынуждены были сократить до половины сотрудников. Зафиксированы единичные случаи сокращения штата более чем на 50% (ХМАО — ЮГРА) и наоборот, пополнения (Московская область).
По сравнению с июнем (когда был проведен предыдущий опрос АНРИ) падение подписного тиража замедлилось либо вовсе остановилось: 38% участников опроса не заметили изменений в тираже. У остальных тираж сократился не более чем на треть.
Доходы от рекламы же продолжили падение — этот факт по-прежнему фиксируют большинство участников опроса (80%).
На этом фоне 83% участников опроса отметили рост аудитории за время пандемии, преимущественно за счет пользователей соцсетей (66%) и сайта (17%).
Многие респонденты отмечают падение всех доходов из-за экономии читателей и рекламодателей. В результате редакции попадают в сложную экономическую ситуацию, на редакторов давит неопределенность, сотрудников страшат негативные прогнозы. Часть респондентов уверены, что продление ограничений приведет к банкротству изданий.
Подробнее с результатами опроса АНРИ можно ознакомиться здесь.