Атмосферу создают люди, в сердце которых всегда живёт детство
Мы публикуем материалы, написанные в первый год пандемии коронавирусной инфекции. Собираем подборку текстов – опубликованных и нет – для того, чтобы сохранить в памяти новости о работе врачей, репортажи журналистов, интервью с пациентами.
Вот уже больше года, как в нашу жизнь вошёл и не торопится уходить COVID-19. Ощущение, что весь мир оказался в состоянии настоящей войны с беспощадным врагом…
Но у каждой войны непременно есть свои герои – те, кто в трудное время стараются улучшить жизнь других, помочь по мере своих сил и возможностей. Все эти люди заслуживают огромной благодарности. Мой рассказ – о простом, увлечённом своей работой, человеке, который заботится о том, чтобы мы помнили, что всегда можем найти утешение, понимание, помощь и увидеть новые горизонты и смысл всего происходящего – в книгах и чтении. Впрочем, обо всем по порядку.
Васильевский остров. Я иду по древнему Тучкову переулку, и мне вслед торжественно звонят колокола церкви святой Екатерины, создавая подходящий настрой. Детская библиотека № 7. Открываю скромную дверь и… подобно Алисе в стране чудес, оказываюсь в другом мире, где живут герои сказок, где «...чудеса и леший бродит...» – в этом уютном мире дети и родители чувствуют себя счастливыми.
Волшебная атмосфера детской библиотеки – она и не может быть иной! Конечно, атмосферу здесь создают люди, в сердце которых всегда живёт детство. Меня встречает библиотекарь Наталья Полева. Она называет всех своих коллег библиотессами. Яркая, ясноглазая, жизнерадостная, она с энтузиазмом раскрывает передо мной как книгу жизнь детской библиотеки. С жаром рассказывает мне про книжный фонд, хвалится выкладками новинок, представляет выставки детских рисунков и поделок, показывает экспозиции взрослых художников, с которыми библиотека дружит. Я ловлю себя на мысли, что обязательно приду сюда с внуком. Я должна открыть ему это место и уверена, что он его полюбит!
Наш разговор – это всего одна история среди множества других.
– Вы называете себя библиотессой. Почему?
– Мы тесно сотрудничаем и дружим с эрмитами, петербургскими домовыми. Это такая чудесная сказка-быль. Есть даже целая книга А. Бобринского «Эрмиты. Петербургская сказка». Девочки у эрмитов – эрмитессы. Я как-то участвовала в конкурсе и написала отзыв-сказку. И там придумала нам самопрозвище – библиотессы. Библиотекари-феи. Мне дали приз – эту невероятную книгу с иллюстрациями Ольги Попугаевой и Дмитрия Непомнящего.
– И с чего начинала библиотекарь-волшебница?
– Читать любила всегда и читала много. Отец состоял в Обществе книголюбов нашего города и книги занимали весь интерьер квартиры. Поэтому профессия сама выбрала меня. Сразу после окончания вуза пришла работать в библиотеку семейного чтения в родном городе Ухта (Республика Коми). Прошла все пути-дороги профессии: от простого библиотекаря до заведующего абонементом и заведующего читальным залом, работала библиографом. В Петербург приехала несколько лет назад к дочери, она здесь училась. Я всегда любила Петербург. Это город моих снов и мечты. В детской библиотеке № 7 Василеостровского района работаю третий год.
– Третий год? И уже такое признание вашей работы? Вот я смотрю на благодарность от главы Администрации Василеостровского района. Вы лучший специалист в сфере культуры и развитии библиотечного дела, вам вынесена благодарность за добросовестный труд и высокий профессионализм…
- Считаю, что библиотекарь – это не просто классификатор и знаток литературы, а человек с особым отношением к книге. Он помогает прочувствовать необходимость чтения и общения с книгой как осознанную и, одновременно, рефлексивную. Такую же, как пища и сон. Через общение с книгой можно не только обучаться и развиваться, но и понять многое про себя и свое место в жизни, познать и освоить человеческий опыт решения многих проблем. Поэтому для меня хороший библиотекарь – это маг высшего уровня.
– Наташа, вы активно продвигаете библиотеку в интернете, являетесь медийным библиотекарем. Но, может, лучше было бы по старинке, вживую?
– Как человек, выросший в СССР, я сторонница реального общения, реальных дел и важных для людей проектов. Но как современный библиотекарь я осознаю необходимость создания и продвижения бренда библиотеки в медийном пространстве, пропаганды книг и чтения в виртуальном мире. Это просто еще одна реальность нашей жизни, и она мне дается нелегко. Лично меня всему этому не учили, а это целая профессия со своими особенностями. Чтобы все работало как надо и приносило пользу обществу и человеку, библиотекарю все время нужно учиться новому, а на это банально нет лишнего времени, а порой и сил. Практически все осваивается на ходу, опытным путём. К тому же я – перфекционист, и мне хочется, чтобы все было идеально по формату и подаче и, одновременно, – живое, отвечающее духовным и интеллектуальным запросам и потребностям людей.
– Вы много читаете и призываете детей читать. Почему важно, чтобы дети читали?
- Чтение – это опосредованное и прямое познание жизни, это тренажер общения с разными пространствами и людьми, это возможность проектирования будущего и изучения опыта прошлого. Книга – это машина времени, и она будет всегда нужна человеку. Книга показывает и даёт многое – она как параллельные пространства Вселенной, которые с тобой всегда, только протяни руку, только обернись, только прочитай и вникни.
– Как изменился формат работы библиотеки с наступлением пандемии? Как восприняли это сотрудники библиотеки и юные читатели?
– С пандемией все библиотеки ушли в онлайн. Но только часть сотрудников смогли работать в соцсетях. В большинстве своём и по техническим возможностям. В нашей библиотеке в большем объёме нагрузка легла на меня, поскольку я отвечаю за представление библиотеки в соцсетях. Напомню, что наша библиотека представлена в ВКонтакте, инстаграме, фейсбуке, также мы ведём блог на Яндекс Дзен и вот недавно стали осваивать ТикТок, поскольку там есть наша аудитория. Несмотря на опыт работы и интерес к этой сфере деятельности, мне такой формат дался нелегко. Чтобы удерживать внимание посетителей паблика и сохранить читателей, мы пробовали разные форматы подачи информации. Работали в большинстве случаев без рабочего графика, поскольку часто шло общение в режиме реального времени, иногда чуть ли не круглосуточно. Многие вопросы надо было быстро решать и отвечать быстро – вот прямо здесь и сейчас. Мы проводили конкурсы, было много материалов, вопросов – надо было их обрабатывать, размещать и давать мгновенную обратную связь. Постоянная обратная связь, поиск информации и её подготовка, и доведение до читателя – это очень напряженные моменты. Сложности ещё были в том, что у нас нет дома таких технических средств и возможностей, которые нужны для такой работы.
– И в это непростое время и возник нашумевший конкурс «ДышиПиши»…
– Да, он привлек внимание тем, что попал в тренд с темой. Я давно хотела провести литературный конкурс. Но раньше не складывалось. До пандемии у нас работал клуб для подростков по библиотерапии «Книгосеанс». Этот клуб живых встреч с книгой и был рассчитан на подростков с 11 до 15 лет. Ребята вместе с психологом и филологом обсуждали прочитанные книги, давали характеристики героев. Делились своими историями. Рассматривали психологические ситуации через сюжеты книг. Но пандемия прервала занятия. Мы обсуждали с партнёрами возможность проведения книжного клуба в скайпе или зуме. Но формат клуба таков, что там очень ценно живое общение, а от зум-встреч школьники очень устали. Вот эта усталость от изоляции и пандемии и подтолкнула к тому, что надо дать возможность школьникам высказаться. Своего рода терапия.
– Как проходил конкурс, с готовностью ли участвовали в нём дети?
– Конкурс планировался как городской, а в итоге стал всероссийским и даже вышел на международный уровень (у нас были участники из Испании и Белоруссии). Заявок было очень много для первоначальной задумки. Допущены к конкурсу около 50 человек в возрасте от 6 до 16 лет. В шорт- и лонглисты вошли 30 человек из разных городов России. Все работы выкладывались на сайте конкурса, а также – видеоматериалы, в которых тексты детей читали актеры московских и петербургских театров. Тексты произведений принимались в электронном виде на тему изоляции, карантина, коронавируса и связанных с этим эмоций, возникших проблем. Форматы разные – рассказ, сказка, притча, басня, мини-пьеса.
– Почему этот конкурс оказался так важен для всех?
– Это первый опыт онлайн-конкурса и участия в нем в виртуальных условиях. Тема конкурса впервые открыла возможность высказаться на такую тему. Как потом оказалось, что мы попали в тренд – после нас по всему миру пошли подобные всплески и высказывания в творчестве о проблемах эмоционального состояния после изоляции. Своего рода сублимация. Это было важно именно тогда. Сейчас я думаю, что наступило совсем другое время, и эта тема уже так не сыграет.
– Я заглянула на сайт конкурса, где опубликованы работы победителей. Уже сами названия работ говорят за себя: «Жизнь взаперти», «Тоска на троих», «6 стадий карантина», «Вирус и космос», «Несчастье нас объединяет», «Сказание о коронавирусе», «Настоящее в будущем». Детский взгляд невероятно интересен. Что вы можете сказать о самих работах?
– Произведения разные: грустные, весёлые, тревожные и оптимистичные. Среди них размышления ребят, опыт, переживания, страхи и радости в сложный период пандемии. Дети и их родители благодарили нас за своевременную тему, формат и возможность участия. Конкурс был отмечен в одном из наших профессиональных библиотечных изданий как ноу-хау в этой сфере.
Наталия Осипова
фото автора
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга