Подписные тиражи на газеты и журналы рухнули
АССОЦИАЦИЯ распространителей печатной продукции (АРПП) провела мониторинг результатов подписной кампании на второе полугодие 2015 года. Полученная информация свидетельствует о существенном падении (в два раза) подписных тиражей различных изданий. АРПП заявляет, что отрасль нуждается в срочных мерах господдержки.
Результаты выборочного мониторинга уровня падения тиражей обнародованы по 331 изданию. Информацию для мониторинга предоставили ЗАО «АПР» и ОАО Агентство «Роспечать». На днях Роспечать распространила официальное сообщение, в котором говорится: «Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям глубоко озабочено печальным результатом подписной кампании на второе полугодие 2015 года и считает, что органам госвласти и медиасообществу впору предпринимать срочные меры по спасению подписного рынка страны».
За второе полугодие 2014 года рынок в целом упал на 20%, за первую половину 2015 года – еще на 22%, при этом издатели прогнозируют дальнейшее падение – на 19–20% во втором полугодии 2015 года, такие цифры приводит «Интерфакс».По новым данным, падение подписных тиражей у различных изданий колеблется от 98 до 31 процента по сравнению с прошлым периодом. При этом у более сорока печатных СМИ (к примеру, у изданий «Кодексы Российской Федерации», «Секрет фирмы», «РБК», «Нева», «Красная звезда», «Воин России» и мн. др.) падение составило от 98 до 70 процентов. У более чем 110 изданий («Прокурор», «Эксперт», «Гражданское право», «Совершенно секретно», «Парламентская газета», «Вузовский вестник» и мн. др.) тиражи упали от 69 до 40 процентов. Для 170 изданий («Книжное обозрение», «Труд», «Звезда», «Здоровый малыш», «Нефтегазовая вертикаль» и мн. др.), участвовавших в мониторинге, падение подписных тиражей составляет от 39 до 31 процента.
Мнение экспертов сводится к тому, что сокращение тиражей спровоцировано случившимся еще весной 2014 года трехкратным ростом почтовых тарифов на прием и доставку подписки. С тех пор и началось стремительное падение подписных тиражей, они снижаются как у федеральных издательских домов с огромными тиражами, так и у небольших региональных изданий. По мнению экспертов, стабилизировать ситуацию возможно, только снизив почтовые тарифы до уровня 2013 года. «Почта России» должна добиваться от правительства Российской Федерации возврата госсубсидий (отмененных в первой половине 2014 года) во избежание для компании колоссальных убытков. Известно, что президент России Владимир Путин поручил правительству разработать меры по поддержке СМИ.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, озабоченное печальным результатом подписной кампании на 2-е полугодие года, считает, что нужно предпринимать срочные меры по спасению подписного рынка страны. При этом агентство «Роспечать» отмечает, что все меры по поддержке подписной печати будут носить скорее «косметический характер и не способны исправить ситуацию на рынке». По мнению представителей печатных СМИ, у подписчиков – физических лиц сегодня банально нет денег на оформление подписки, поэтому они массово отказываются от нее.