На что надеяться начинающему журналисту?
Если опытные журналисты сталкиваются с проблемой трудоустройства, страдают от отсутствия работы и невостребованности, то что ждет молодых специалистов, у которых нет требуемого опыта работы. Начинающий журналист, студентка Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ Дарья Семеина изучила имеющиеся на специализированных сайтах предложения для молодых специалистов.
Не секрет, что выпускники вузов не могут найти работу по специальности из-за отсутствия подходящих вакансий. Компании попросту не заинтересованы в неопытных кадрах. Объявления на рекрутинговых ресурсах показывают, что большинство работодателей ищут специалистов со стажем работы хотя бы в несколько лет. Сегодня среди выпускников больше всего дипломированных специалистов по специализациям: юриспруденция, экономика, филология, журналистика и лингвистика. Выбор первых двух сфер деятельности вполне объясним высокими заработными платами на рынке труда. Но вот будущие абитуриенты-гуманитарии, похоже, ничего не знают о ситуации в СМИ и мало задумываются о том, какие им предстоят сложности при поиске работы.
Это только на первый взгляд кажется, что журналисты нужны практически везде, так как большинство крупных компаний имеют корпоративную газету или хотя бы сайт, у многих есть собственные пресс-центры. Из 291 тысячи вакансий на сайте hh.ru уж точно найдется что-то для меня, думает почти каждый. Но вот что получается на самом деле. Из 33 вакансий в разделе «журналистика» треть – это объявления о поиске контент-менеджеров и копирайтеров. Журналисты, редакторы, корректоры востребованы гораздо меньше. И действительно, большим спросом пользуются журналисты для корпоративной и узкоспециализированной прессы. Однако в числе требований работодатель указывает на обязательное наличие у претендента технического (а не гуманитарного) образования.
Не надейтесь и на высокую оплату труда (несмотря на то, что в объявлениях она варьируется от 25 до 50 тыс. руб.). Во многих объявлениях указано – «оплата по договоренности», а предложений с указанием выплаты гонораров вы вообще не найдете. Для сравнения: PR-менеджеру работодатель и сегодня готов платить до 100 тыс. рублей в месяц.
Скорее всего, фрилансер сможет найти заказы на таких сайтах, как «Фрилансим» (http://freelansim.ru/). И ходить на собеседования не нужно и всё через компьютер! Однако проект, как оказывается, больше рассчитан на программистов и дизайнеров. При желании, конечно, журналисты могут найти подработку опять же по части рерайтинга, копирайтинга, переводов текстов, написания статей для узкоспециализированных изданий. Но на деле, вы напишите несколько рекламных текстов лишь за 100 рублей каждый. К слову, обучение, в моем случае, обходится мне в 100 тысяч за семестр (в разных петербургских вузах эта сумма варьируется от 50 до 100 тыс. руб.). Так что обучение никогда не окупится. Похожих на меня «несчастных» немало. В одном только Петербурге насчитывается 1434 учебные программы по направлению «Журналистика» (по данным spb.ucheba.ru).
Возникает и такой вопрос: если нет достаточного количества рабочих мест в редакциях, то как понять, что выпускник журфака СПбГУ лучше выпускника филиала ИГУПИТа, к примеру?
Так что будущим журналистам надо как можно больше стажироваться в СМИ еще в годы учебы, активно предлагать свои услуги редакциям, знакомиться с редакторами, погружаться в профессиональную среду, а не надеяться лишь на один Интернет.
Дарья Семеина