Алексей Волин: "Мало кто умеет писать правильно и интересно"
Всероссийский образовательный проект "Цифровая журналистика" официально стартовал 15 июня. Лекции установочной сессии проекта проходят в открытом формате в социальной сети ВКонтакте и доступны всем желающим. Тезисно изложим часть 1,5-часового выступления первого спикера, заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексея Волина.
"Разбираться в IT сейчас нужно не только журналистам, а всем".
Сейчас уже нельзя "окончить вуз и почивать на лаврах". Все меняется очень быстро, и не только журналисты, но и все находятся в состоянии велосипедиста - перестанешь крутить педали, упадешь.
Проблема в том, что мало кто умеет писать правильно (в смысле фактов) и интересно. Это проблема не только IT-журналистики, а журналистики в целом. Много кто умеет писать "правильно и занудно" или неправильно и интересно, а иногда даже не правильно и не интересно. А вот правильно и интересно....
Заканчивать журфак, чтобы стать журналистом, совсем не обязательно. Со стародавних времен известен факт, что проще взять человека, разбирающегося в теме и научить писать, чем наоборот. В целом понятие профильного образования - абсолютный анахронизм. В стремительно меняющемся мире образование должно давать кругозор и эрудицию, навыки работы с материалом и самостоятельного обучения, круг друзей и знакомств. Дистанционное образование не может заменить личное общение ученика и учителя.
"Как государство относится к блогерам? Так же как к дождю, ветру или иным явлениям природы. Они просто есть. Это надо знать и учитывать".
Блогеры создают конкуренцию СМИ. Медиарынок не безграничен. Но также блогеры содействуют увеличению эта рынка, придумывая новые сервисы и форматы, зачастую быстрее и энергичнее, чем современные СМИ.
В период эпидемии, когда люди оказались в той редкой ситуации, когда информация оказывает прямое влияние на их благополучие и здоровье, случился колоссальный рост потребления именно традиционных СМИ. Совокупная аудитория ведущих федеральных СМИ увеличилась на 150 млн. Потому что для людей большое значение приобрела верификация информации. Людям не так уж важно, насколько соответствует действительности то, что они прочитали, например, о жизни звезд. Но, когда речь зашла о здоровье, о собственной жизни - это стало очень важным. И люди обратились к традиционным СМИ.
"Искусственный интеллект может заменить плохого журналиста, а хорошего не заменит".
Искуственный интеллект может заменить плохого журналиста, который порылся в интернете и переписал. Хорошего он никогда не заменит, потому что ИИ не умеет интересно рассказывать истории, у него нет чувства юморы, нет иронии, он не умеет вызывать эмоции. А хорошая журналистика - это прежде всего эмоция.
Количество рабочих мест в медиа не ограничено. Сейчас много людей, которые вроде не занимаются журналистикой, но производят медиаконтент. По сути каждый может придумать свой медиабизнес, если хватит ума и таланта.
Журналисту прежде всего нужны эрудиция и умение интересно рассказать историю. Когда занимаетесь журналистикой (впрочем как и любой другой работай), делайте это так, чтобы вам самим было интересно.
"Радиовещание не перейдет в цифровой формат".
Нет никаких экономических предпосылок для перехода радио в цифровой формат. Сегодняшний объем рынка радиорекламы (даже до эпидемии) был недостаточен, чтобы прокормить имеющиеся станции.
Радио - одна из самых пострадавших отраслей. Реклама упала на 80-90 % в регионах, на 50-60 % у федеральных каналов, а она, итак, была небольшая. Так как традиционно главный рекламодатель на радио (особенно в регионах) - это малый и средний бизнес.
"Я очень скептично отношусь к модели платной подписки..."
У сетевых изданий нет потенциала для платных подписок. Для того, чтобы люди захотели платить за информацию, она должна быть супер необходимой или супер интересной. Каждый день должен быть супер эксклюзив.
"У районных газет есть потенциал".
Районные газеты обладают уникальным содержанием. Они рассказывают людям про то, что происходит вокруг них. Они не конкурируют с другими СМИ. Ни Первый канал, ни РБК не расскажут жителям района про то, что происходит с их соседями, как меняются маршруты и т.п.