Сеул глазами петербургского журналиста
Елена Снитовская – в недавнем прошлом тележурналист и ведущая канала «100ТВ» этой осенью поехала в Сеул. Своими впечатлениями о Южной Корее она охотно делится с читателями своего блога. А с изданием SPbSJ.ru, адресованным журналистам, Елена поделилась не только туристическими впечатлениями, но и наблюдениями за русскоязычной прессой в южнокорейской столице.
Гостеприимная страна
Почему бы мне не поработать в Корее? Подумала я, когда старший сын сказал, что едет учиться в Сеул по программе обмена между университетами Финляндии и Южной Кореи. Меня заинтересовало то, что в феврале прошлого года в корейской столице начал вещание канал на русском языке RusKor. На моё письмо ответ пришёл в течение получаса. Общий смысл сводился к следующему: приезжайте, мы вас ждём, перезапуск канала в сентябре, нам нужны русскоговорящие журналисты. Впрочем, больше на мои письма не отвечали. Но повод отправиться в Сеул был. А главное было время. (Декретный отпуск дарит прекрасные возможности.) Кроме того, в списке стран, которые я хотела посетить, давно значилась Южная Корея. Мне казалось, что это та страна, которая обогнала время. Это, действительно, так, хотя и не во всем. И к этому я еще вернусь. Вернусь и к русскому телевидению. А сейчас о первых впечатлениях.
Представьте, прилетаете вы в незнакомую страну. В аэропорту нужно пройти необходимые формальности. Подходите к пограничной стойке. Серьёзный сотрудник в форме, чтобы вашему годовалому малышу было не скучно, начинает с ним играть. Ну как играть? Разрешает поставить в ваши паспорта печати, придерживая его ручку, чтобы получилось аккуратно. Потом два часа едете на такси куда-то в пригород, где умудрились, не зная местности, снять квартиру. Выходите, прощаетесь с водителем и понимаете, что приехали не туда. В округе никто не говорит по-английски, а вы не знаете местного языка. При этом человек, к которому вы обратились, берет один из ваших чемоданов и провожает по нужному адресу. Не далеко, пешком минут пять-семь. Но он оставляет свои дела, чтобы вам помочь. Никаких чаевых. Он просто помог, поклонился (так принято), улыбнулся и ушёл. Потом, уже возле дома, вы не можете попасть во двор. Но как связаться с хозяином квартиры? Одна сообразительная женщина, которая гуляет с ребенком поблизости, созванивается со своей соседкой – она и есть хозяйка вашей квартиры, дверь открывается.
Одним словом, Корея страна гостеприимная. В Сеуле нет уличной преступности. Здесь не обманывают туристов. Владельцы небольших магазинов на ночь оставляют часть товара на улице, чтобы утром заново не выносить сантехнику или не развешивать одежду.
Что ещё удивило? Ну, например, не могу привыкнуть к тому, что незнакомые люди уделяют Егору (сыну четырнадцать месяцев) слишком много внимания. Почему? Потому что у него светлые волосы и круглые серые глаза. Корейцы очень любят детей. Радуются искренне. Норовят потрепать по ножке или ручке. А Егор не против, хотя дома недолюбливал чужих. А здесь, представляете, доволен. Машет в ответ. Хватает протянутую руку. Берет подарки и наклоняет в знак благодарность головку.
Презенты – это, вообще, отдельная тема. Дня не проходит, чтобы Егора, а заодно и нас чем-нибудь не угостили случайные прохожие. Всевозможные корейские сладости (те, что продаются здесь на каждом углу), конфеты, лимонад, кофе. А одна кореянка, с которой мы ехали в лифте, вытащила из сумочки заламинированный листок клевера с четырьмя листочками. Дала мне и жестами показала, что это для мальчика – на счастье!
Где же город будущего?
Вероятно, вы уже поняли, что в Сеуле мне нравится. Но не все ожидания оправдались. Где же город будущего, стеклянные небоскребы и футуристический дизайн вокруг? Сеул оказался совсем другим. Да, небоскребы есть. Не везде, разумеется. Но даже в тех районах, где высотки отливают стеклом и металлом, а классические замки в квартирах заменяют своеобразные клавиши с цифрами от одного до десяти, есть совершенно неприглядные дворы. Двух или трехэтажные домики из красного кирпича с черепичными крышами. Над ними паутина из проводов. Рядом, сваленные кучей разноцветные мешки с мусором. Запах соответствующий. И не только от отходов. Причина в канализации. Не зря местные жители носят хлопчатобумажные маски. Но, я отвлеклась.
В городе нет центра в привычном для нас понимании. Зато есть 25 районов, и в каждом из них свой центр, свои достопримечательности. Но проще и удобнее ориентироваться по станциям метрополитена. Метро – это отдельная тема. Здесь нельзя фотографировать, пугают умопомрачительными штрафами. При этом, в Сети полно снимков. Сеульское метро мне понравилось. Это целый город. Там есть магазины, туалеты, комнаты для кормления младенцев. На каждой станции стоят стеклянные шкафы с противогазами и костюмами химзащиты. И ещё на многочисленных экранах постоянно крутят ролики о том, как вести себя в случае ЧП.
Корейцы владеют преимущественно только своим языком. Но они стараются понять и помочь. В Корее комфортно и легко. Кстати, в 99% случаев нас принимают за американцев, а когда узнают, что мы из России, чуть заметно, но сожалеют. У старшего сына прекрасный английский. У меня слабый. У моей мамы он отсутствует. Ну, а Егорка пока и на русском не говорит. При этом в Корее мы все на равных. И, как ни странно, маму корейцы понимают лучше, чем меня и Сашу. Она не пытается вспомнить английские слова. Говорит по-русски. Жестикулирует. Но вам всегда поможет горячая линия bbbkorea по телефону: 1588-5644, её волонтёры в онлайн режиме переводят с корейского языка на практически любой другой язык мира и наоборот.
Русскоязычные медиа и блогосфера
Но пора вернуться к тому, с чего начала. С работы. Русский телеканал, действительно, непродолжительное время вещал. По словам коллег из журнала «КИМ», открыл его русскоговорящий предприниматель, заработавший деньги на продаже автомобилей и запчастей. К сожалению, к журналистике и, тем более, к телевидению, он не имел никакого отношения. Просто рассчитывал, что детище станет прибыльным бизнесом. Этого не случилось. Проект закрыли. По словам тех же коллег из «КИМа», в Южной Корее сегодня нет русских СМИ. Последняя печатная версия их журнала вышла в декабре 2014 года. Сейчас есть лишь электронная версия. Так они назвали свою страницу в Фейсбуке, где чуть более 1000 подписчиков. В журнале продолжает работать два сотрудника. У одного сторонний бизнес, у другого научная работа. Пишут для души. До недавнего времени существовала газета «Сеульский вестник». Найти её можно было в двух русских магазинах и на борту российских самолетов. Теоретически, издание ещё живо. Практически новых номеров давно не было, сайт не обновляется.
Подытожу выше сказанное. Если не брать в расчет двух – трех блогеров, которые на собственных страницах стараются освящать то, что происходит в стране, можно считать, что русских СМИ здесь нет. Хотя, страна интересная. Всё время происходят те или иные события, заслуживающие того, чтобы о них рассказали. Если не о политике и не о науке, то хотя бы о землетрясении, произошедшем меньше двух недель назад. На юго-востоке Кореи сразу два серьёзных подземных толчка – 5.1 и 5.8. Местные СМИ назвали это землетрясение беспрецедентным для страны.
Не знаю, изменится ли ситуация с русскоязычными изданиями, но хорошо уже что русскоязычные блогеры освящают жизнь в стране. Отчасти, могу сказать, что временно (пока я здесь) я в их рядах. Правда, никакой политики и науки. В моих заметках исключительно прикладная информация для тех, кто собирается посетить Сеул, как турист. Присоединяйтесь @elenasnitovskaya