Выжить в кризис – непростая задача
Одной из главных тем на прошедшем в девятнадцатый раз Фестивале СМИ Ленобласти стал вопрос выживания традиционной районной и муниципальной прессы.
27 августа, во второй (самый, пожалуй, насыщенный) из трех фестивальных дней, организаторы предложили аудитории сначала подискутировать на тему «Информационная политика на местах: журналистский взгляд», а потом поговорить о том, как выжить в кризис. Журналистам не терпелось поговорить о наболевшем, волнующем всё медиасообщество. Модераторами обсуждения стали сопредседатель Ассоциации СМИ Северо-Запада (АСМИ), секретарь Правления СЖ СПб и ЛО, гендиректор СПб ТАСС Александр Потехин и главред журнала «Журналистика и медиарынок», секретарь СЖР Владимир Касютин.
Пытаясь добавить оптимизма районной прессе, АСМИ предложила обратиться к опыту одного из наиболее успешных на Северо-Западе ИД «Северная неделя», продолжающего издавать и распространять двадцать печатных изданий не только в Архангельской области, но и во многих городах России. Глава ИД Вячеслав Белоусов пытался убедить всех в живучести бумажных СМИ, несмотря на то, что несколько изданий компании пришлось закрыть. В своем докладе он, кажется, сумел ни разу не упомянуть о новых медиа и не произнести слова «интернет».
Из двадцати изданий компании лишь три можно отнести к общественно-политическим. Качественные, но нерентабельные газеты поддерживаются финансово «изданиями-спутниками», рассчитанными на невзыскательный вкус. Причем популярные издания для пенсионеров и домохозяек, владельцев дач и приусадебных хозяйств, по признаю спикера, состоят сплошь из писем читателей. А еще можно заниматься не только издательской, но всякой иной деятельностью, призывали коллег гости.
Вслед за презентацией началась оживленная дискуссия, которую с трудом удавалось прерывать и сдерживать модераторам. Редакторы «районок» 47 региона эмоционально говорили о том, что такая модель абсолютно не применима к их изданиям, к жизни, которая осложняется близостью к мегаполису, отбирающему деньги и кадры. Кому реализовывать эти прожекты, если не хватает людей для выпуска издания.
В Ленобласти районная пресса традиционно уповает на финансовую поддержку властей (без чего она просто не может существовать), и надеется на решение проблемы номер один – с дистрибуцией. Даже катастрофическое падение объемов рекламы, от чего сегодня страдают и деловая пресса, и глянец, не так удручает представителей районной прессы, как проблема с распространением. С рекламой в районной печати и до этого было не слишком хорошо.
В последнее время звучат призывы о необходимости новых государственных вливаний для поддержки Почты России, которая без субсидий неспособна оправдать ожидания издателей. Но в регионах, похоже, не надеются на эффективное реформирование Почты России, а поэтому задумываются об альтернативных способах доставки периодики. Участники круглого стола с интересом выслушали главного редактора «Новой новгородской газеты» Сергея Брутмана, рассказавшего о создании собственной службы доставки, позволяющей не зависеть от непомерных тарифов Почты России и даже приносящей доход от распространения рекламных листовок. Во время дискуссии упомянули и о том, что в одном из регионов России власти убедили сети гипермаркетов реализовывать районную и городскую прессу наряду с крупными федеральными печатными брэндами. Вот бы так в Петербурге и Ленобласти! Но пока у нас падают и газетные тиражи, и число подписчиков.
Свои способы выхода из кризиса предложил постоянный в последние годы гость фестиваля – московский эксперт Владимир Касютин. Он с сожалением заметил, что представители СМИ Ленинградской области нечасто общаются с коллегами из других регионов, не участвуют в таких общероссийских конкурсах, как «10 лучших газет России», организованном Союзом журналистов России и Альянсом Независимых региональных издателей. По мнению эксперта, далеко не везде в России районные газеты ощущают себя уходящей натурой и проигрывают по качеству крупным федеральным газетам. Районные и городские издания могут идти в ногу со временем, применяя новаторские идеи. Много интересных находок и проектов продемонстрировали участники конкурса, итоги которого подводились этой весной.
На первом месте в районной газете должны оставаться местные новости, ради которых ее и читают. Проблема – в нехватке журналистских кадров. Владимир Касютин привел в пример любопытные спецпроекты, реализованные разными редакциями региональных газет. Например, можно выпустить справочный материал или даже целый справочник с уникальной информацией, которую замучаешься искать в интернете. Предложив интересные «сезонные» материалы, можно заинтересовать не только читателя, но и рекламодателя. Даже на традиционных избитых темах, таких, как первый или последний звонок в школе, можно заработать массу очков у читателей. Для этого одна из газет просто разместила коллективные портреты всех выпускных классов района.
Во время фестиваля неоднократно звучала мысль: районная и муниципальная пресса не умрет. Не умрет она завтра, или, во всяком случае, не умрет первой из печатных СМИ. Но можно только предположить, насколько таким изданиям непросто будет выжить в условиях нынешнего кризиса.
Фото: газета «Приозерские ведомости»