«Жанр репортажа, существовавший прежде, исчез полностью»
В медиатеке Итальянского института культуры корреспондент агентства AGI Марта Аллевато рассказала об истории развития жанра репортажа, возникшего во времена великих географических открытий, о классиках итальянской журналистики, писавших о России. Встречи из цикла «Путевые записки итальянских журналистов» проходят в Год перекрестного туризма обеих стран.
Молодая успешная журналистка Марта Аллевато уже четыре года работает в Москве собкором AGI («Агентство итальянской журналистики», ведущий деловой медиаресурс Италии – прим.). В прошлом работала в таких известных изданиях, епе Il Giornale, Il Foglio, Vanity Fair и Il Sole 24 Ore.
Марта Аллевато:
– Первые путевые заметки, описания стран появились еще у древних греков. Если мы обратимся к более традиционному восприятию истории журналистики, то репортаж зародился в первой половине XX века. Он был похож на воспоминания путешественников и близок к литературе. Материалы итальянских журналистов-путешественников можно было найти на третьей странице газет. Эти заметки влияли на взгляды читателей, повышали грамотность населения. Единственным конкурентом жанра на тот момент была книга. Поэтому издатели могли позволить репортеру описывать одно путешествие в нескольких выпусках газеты. В послевоенное время жанр эволюционировал: с появлением фотографий объем текста уменьшился, телевидение изменило саму суть репортажа.
Сегодня другое время, и сложно представить профессионала, который описывает впечатления только по возвращении из путешествия. Прежний жанр репортажа исчез полностью. У современных СМИ иная логика. Мы двадцать четыре часа в сутки живем в режиме реального времени при постоянном обновлении информации, ее актуальность имеет большое значение. В прежние времена журналисты отправлялись в настоящие путешествия, которые подчас становились для них культурным шоком. Они должны были выживать в различных ситуациях. Сейчас легко прилететь на три дня в любое место ради какого-то события.
Несмотря на глобализацию, есть немало культурных и ментальных различий между нашими странами. Итальянский журналист Винченцо Кардарелли, оказавшийся в России в 1920-е годы, признавался, что даже летом ходил здесь в пальто. Кардарелли писал: «Как я оказался в России, не могу сказать. Возможно, потому что родился в мае, и по гороскопу мне выпала судьба путешественника». С той же самоиронией могу сказать о себе: маленькой девочкой я смотрела прямые включения итальянских корреспондентов с Красной площади, мне тоже хотелось оказаться в Москве, но я чувствовала, как сильно отличается Россия от Италии. Я боялась холода, не знала языка, и эта идея казалась невозможной. Затем я начала учить русский язык, изучать русскую историю и литературу. Через десять лет я приехала на работу в Москву.
В 20-х годах в итальянской прессе, как и во всем мире, много говорилось о происходящем в вашей стране, о катастрофе, которую принесла революция большевиков. Россию рассматривали либо как настоящий рай, либо как сущий ад. Немногие итальянские журналисты оставили оригинальный взгляд на Россию. Один из них – Курцио Малапарте.
Иностранцы в СССР проходили несколько фильтров, проверялась их политическая принадлежность, к ним приставляли «гидов» из спецслужб, их перемещения и встречи строго контролировались. Поэтому они могли увидеть лишь отдельные стороны советской жизни.
Журналист римского издания Il Tevere и поэт Винченцо Кардарелли посетил СССР в 1928 году. Спустя двадцать лет написал об этом книгу. Отправившись искать Москву религиозную, он побывал в Храме Христа Спасителя (который еще не был взорван). Итальянец писал: «Москва похожа на Рим, поскольку тоже возвышается на семи холмах», «Московские рынки похожи на рынки Болоньи». О жителях города он высказывался так: «Большая толпа москвичей похожа на флорентийскую», «Оттолкнуть встречного прохожего, который стоит на пути, для них является допустимым поведением».
Журналист и писатель Карло Леви, известный деятель антифашизма, после поездки в СССР в 1955 году написал книгу «У будущего древнее сердце». Он увидел государство уже после смерти Сталина, когда у власти находился Хрущев. Леви писал: «Я уже где-то видел эту скромную гордость, которую здесь встречаю в людях и вещах». Ленинград он сравнивал с Турином, считая этот город западным, образованным и свободным по духу, но все же предпочитал Москву.
Автор книги «Месяц в СССР», корреспондент газеты Corriere della Sera Альберто Моравиа посетил Советский Союз в дни проведения ХХ Съезда КПСС, в 1958 году. Моравиа вспоминал, что его постоянно сопровождал агент КГБ. Как и многие, он написал о Красной площади, Мавзолее, где в то время находились оба вождя. Позже, в 1972-м, Моравиа был поражен величием государства и отсутствием личного пространства в жизни граждан.