Медиарынок остается карликом
Показатели капитализации российского медиарынка многократно ниже зарубежных. И на внутреннем российском рынке сделок связанных с медиа совсем немного. Инвесторы, если и проявляют интерес, то к сделкам в IT-сфере. Во второй главе доклада "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы" за 2019 год отмечены наиболее крупные сделки "поглощения и слияния" на российском рынке, и отмечены тенденции объединения СМИ в группы и синдикаты.
В докладе компании Refinitiv (бывшее подразделение F&R Thomson Reuters) 2019 год назван худшим для российского рынка M&A (поглощения и слияния) за последние 17 лет. Сумма сделок с российским участием в 2019 году составила всего $19,3 млрд, или на 5% меньше, чем годом ранее (этот показатель падает 3-й год подряд). Объем сделок по покупке российских компаний иностранцами (inbound deals) за прошлый год сократился на 28% (до $4,4 млрд), а общая сумма вложений российских инвесторов в иностранные активы (outbound deals) – на 23% (до $890,4 млн). Правда, на внутреннем российском рынке M&A отмечалось небольшое оживление. Объем сделок на нем вырос на 10%, составив $10,9 млрд. В том числе до $3,2 млрд (на 21%) вырос объем сделок в промышленности, на 16% – в ритейле, на 13% в сфере телекоммуникаций, на 12% в ТЭК, на 10% в ITсекторе. А вот в медийной сфере сделок M&A было очень мало. В глобальном плане этот рынок остается карликом, уступая мировым лидерам по объему капитализации многократно.
Общая капитализация крупнейших российских IT-компаний ("Яндекс", МТС, Mail.ru Group, "МегаФон", "Ростелеком" и МГТС) = 2,5 трлн руб (чуть более $40 млрд) - капитализация корпорации Google в 2019 году превысила $1,0 трлн (более 63 трлн руб).
Объем рынка цифровой рекламы российских печатных СМИ – 15,4 млрд руб ($250 млн) - объем доходов североамериканских газет только от цифровой рекламы превысил $5,1 млрд (320 млрд руб)
Но даже при таких цифрах интерес инвесторов к издательской сфере в последнее время крайне низок. В большей степени инвестиционный интерес проявляется к IT-сфере.
Крупные сделки
Сбербанк в августе 2019 года закрыл сделку по покупке 46,5% Rambler Group, намереваясь создать на ее основе крупнейшую в России компанию в области медиа и развлечений. Инвестиции Сбербанка в капитал Rambler Group оцениваются в 11,0 млрд руб и будут направлены на развитие цифровых 16 сервисов и технологических платформ. При этом экосистема Сбербанка пополнилась digital-продуктами, активами и сервисами Rambler Group, ранее принадлежавшими компаниям A&NN и Еra Capital. В их числе – более 30 популярных ресурсов Рунета (Lenta.ru, Gazeta.ru, Afisha.ru, Championat.com, Rambler.ru, LiveJournal.com, сервис "Рамблер.Касса" и др.), онлайнкинотеатр Оkkо и кинотеатр "Художественный".
В декабре 2019 года газета "Коммерсантъ" сообщила, что холдинг "Газпром-медиа" (НТВ, ТНТ, "Авторадио" и др.) для развития цифровых проектов создает R&D-центр "Премьер", намереваясь инвестировать в него 4,1 млрд руб. Далее "Газпром-медиа" объявил о покупке технологической компании Getintent, которая специализируется на развитии сервисов автоматизированного размещения рекламы.
После новогодних каникул 2019 года основатель издательского дома Hearst Shkulev Media В.М. Шкулёв стал владельцем контрольного пакета акций петербуржского АО "Ажур-медиа", которому принадлежат интернет-газета "Фонтанка.ру" и ряд других медийных активов. Сумма сделки не раскрывается, но председатель совета директоров АО "Ажур-медиа" Андрей Константинов отметил, что она стала "крупнейшей на рынке СМИ Санкт-Петербурга за последнее время". В группу компаний Hearst Shkulev Group в настоящее время входят журналы ELLE, ELLE girl, ELLE Decoration, Maxim, Marie Claire, "Счастливые родители"/Parents", Psychologies, Departures, "АнтеннаТелесемь", StarHit, "Вокруг света", сайты Woman.ru, WDay.ru, Elle.ru, Ellegirl.ru, Elledecoration.ru, MarieClaire.ru, Psychologies.ru, Starhit.ru, Parents.ru, Maximonline.ru, Vokrugsveta.ru, федеральная сеть городских порталов, сайт поиска жилья N1.RU и сайт поиска работы "Зарплата.ру". ГК Hearst Shkulev Group имеет 67 региональных представительств в России и странах СНГ. Каждые 30–40 секунд медиагруппа выпускает единицу контента, который доступен пользователям и читателям, где бы они ни находились. Ежемесячно группа распространяет более 9 млн журналов в России, аудитория ее электронных ресурсов насчитывает 116 млн уникальных пользователей, в том числе более 9 млн подписчиков в соцсетях. По данным аналитической системы "Яндекс.Радар", общая ежедневная российская аудитория интернет-проектов Hearst Shkulev Group превышает 3,6 млн посетителей.
Медиагруппы
Ряд средств массовой информации в октябре 2019 года объединились в медиагруппу "Патриот". Из информации, размещенной на сайте группы, следует, что в ее состав вошли интернет-ресурсы "Федеральное информационное агентство", "Экономика сегодня", "Политика сегодня" и "Народные новости". Заявленная цель медиагруппы – распространять информацию о событиях в России в условиях, когда "антироссийские СМИ продвигают негативную информацию и не замечают того хорошего, что происходит в стране".
В марте 2019 года "Агентство Бизнес Новостей" (АБН), Gazeta.SPb, DeltaNews, "Метагазета", "Мойка78", NEVASPORT.RU и фотоагентство "Балт-Фото" объявили об объединении в "медиасиндикат" петербургских интернет-СМИ, совокупная аудитория которых составляет более четырех миллионов уникальных посетителей в месяц.
С июня 2019 года у The Village, Wonderzine, Spletnik.ru тоже появился единый бренд. Помимо названных изданий в бренде, запущенном медиахолдингом Look At Media совместно с Creative Media, объединены новые сервисы и рекламные продукты, сообщается в пресс-релизе компании. Кроме уже существующих направлений холдинг намерен вложиться в событийный маркетинг, видео, консалтинговые услуги по разработке контентной и креативной стратегии для брендов, проведение исследований и стратегическую работу с панелью трендсеттеров на платформе Brandwave.
Энциклопедия
В ноябре 2019 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации (от 26.11.2019 № 2804-р) "О создании общенационального интерактивного энциклопедического портала и учреждении автономной некоммерческой организации "Национальный научно-образовательный центр "Большая российская энциклопедия". Ответственный редактор научного издательства "Большая российская энциклопедия" (БРЭ) С.Л. Кравец в интервью РИА "Новости" сообщил, что к весне 2022 года в России в целях обеспечения доступа населения Российской Федерации к постоянно актуализируемой на базе научно-верифицированных источников знания достоверной информации о развитии и состоянии окружающего мира и социума появится общенациональный интерактивный энциклопедический портал "Знание". На создание ресурса в федеральном бюджете выделено около двух миллиардов рублей. Данная сумма рассчитана на 33 месяца, над проектом будут работать 270 человек, 150 из которых – штатные сотрудники БРЭ. Все статьи нового портала будут авторскими. Их создателям планируют выплачивать гонорар, а за компетентность указанных сведений они будут отвечать своим авторитетом. Солидарная ответственность автора и редакции, по словам С.Л. Кравца, это то отличие, которое не позволит сравнивать создаваемый портал с "Википедией".
Рынок труда
Согласно докладу Института цифровых трансформаций и исследования экономических трендов, количество штатных сотрудников редакций печатных СМИ России к 2023 году уменьшится в 1,7 раза, до 157 тыс. человек. Если в 2018 году в российских печатных СМИ работало 273 тыс. человек, то в 2019 году осталось 208 тыс. человек (-24%). Потерянные рабочие места частично замещают интернет-СМИ, где число занятых, включая блогеров, в 2018 году оценивалось в 101 тыс. человек, в 2019 году – в 113 тыс. человек (+10%).
Причинами сокращения рабочих мест в печатных СМИ отраслевые аналитики называют "распространение мобильного интернета, кризис системы розничной дистрибуции прессы и резкое снижение популярности подписки на фоне распространения бесплатного, пусть и менее качественного онлайн-контента". Сами издатели считают, что уменьшение числа рабочих мест будет вызвано скорее закрытием части СМИ, чем сокращениями персонала в действующих изданиях. За последние пять лет количество зарегистрированных России печатных СМИ сократилось почти на 21%. При этом сайт поиска работы HeadHunter не фиксирует падение спроса на сотрудников масс-медиа. В июле 2019 года количество вакансий в этом сегменте составляло 7,1 тыс. позиций, или почти столько же, как в июле 2018 года. Новые рабочие места в СМИ, появятся в связи с расширением онлайн-каналов и практически компенсируют высвобождение ресурсов в печатных версиях, констатируют в HeadHunter.
Сокращенная версия второго раздела отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.