Онлайн-кинотеатры становятся главным фактором развития рынка
2019-й вошел в историю российского телевещания как год окончательного перехода цифру. Но не только "цифрой" был отмечен этот год. Как говорится в первой главе доклада Роспечати "Телевидение в России в 2019 году" высокий рост показали в этом году неэфирное платное телевидение и онлайн-кинотеатры, в то время как ситуация на региональном телерынке остается весьма тяжелой.
Безусловно, главным событием 2019 году в российской телевизионной системе стал переход на цифровое эфирное вещание, охвативший к середине осени все регионы страны.
Возможность бесплатно принимать 20 обязательных общедоступных телеканалов и три радиостанции получили 100 % жителей России, из них 98,4 % населения России — посредством цифрового эфирного телевещания, 1,6 % — через спутниковое вещание.
На этом фоне прошло почти незамеченным событие, важное для неэфирного телевидения: впервые совокупный охват кабельным телевидением, направленным спутниковым вещанием и IPTV в России, по оценкам "ТМТ Консалтинг", превысил 80 % домохозяйств, на что несколько лет назад многие представители отрасли даже не рассчитывали. Это очень высокие показатели, которые вывели российский рынок на уровень наиболее развитых мировых рынков платного телевидения. Выручка отрасли, также впервые, превысила 100 млрд руб. Ранее эксперты отрасли предсказывали, что цифровизация эфира приведет к снижению числа абонентов, особенно у спутниковых операторов, у которых было значительное количество подписчиков именно для доступа к пакетам обязательных общедоступных каналов. Вероятно, показательным для рынка неэфирного телевидения будет не момент перехода на цифровое вещание, а первый полный год его функционирования.
Одновременно стало очевидно, что экономическое положение телеканалов, непосредственно или опосредованно затронутых процессами цифровизации, становится все более сложным. В 2019 году рынок телевизионной рекламы впервые после 2015 года показал отрицательный рост: если в предшествующие двенадцать месяцев объем рекламных доходов телеканалов увеличился на 9 %, то в 2019 году он сократился сразу на 6 %. Причем отрицательную динамику показали сегменты и общенациональных, и локальных, и тематических каналов.
Главным фактором развития рынка (как и всей системы телевидения и видео) становятся онлайн-кинотеатры. Они не только демонстрируют высокие по меркам российского телевизионного рынка операционные показатели — рост выручки от рекламы, подписки и пользовательских платежей, но и привлекают миллиарды рублей инвестиций от учредителей и акционеров, среди которых крупнейшие отечественные телеканалы, медиакомпании, технологические и телекоммуникационные гиганты, различные типы инвестиционных фондов. И большая часть привлекаемых средств направлялась в прошлом году именно на производство и лицензирование эксклюзивного и оригинального контента.
В 2019 году интерес к рынку онлайн-кинотеатров проявили представители разных отраслей. Проект Okko оказался аффилирован с технологической экосистемой Сбербанка, после того как последний приобрел 46,5 % акций его владельца Rambler Group. Онлайн-кинотеатр IVI привлек 40 млн долл. инвестиций от Российского фонда прямых инвестиций и еще шести международных инвестиционных фондов. Телекоммуникационный оператор "Мегафон" 15 получил в залог доли в ресурсе Start и предоставил ему средства на развитие базы оригинального контента. Предприниматель Руслан Кафтанатий стал единоличным владельцем Tvzavr и выделил ему 2 млрд руб. О работах, связанных с запуском собственных онлайн-кинотеатров, в 2019 году объявили МТС (в рамках нового структурного подразделения "МТС Медиа", которое возглавил один из наиболее опытных телевизионных управленцев страны Игорь Мишин) и крупнейший оператор направленного спутникового вещания "Триколор".
Главным эксклюзивным продуктом на рынке стал оригинальный художественный контент. О работе над собственными сериалами (и в отдельных случаях фильмами) в 2019 году отчитались все крупнейшие онлайнкинотеатры, которые заказали у отечественных продакшн-компаний более чем 20 проектов с общим бюджетом в несколько миллиардов рублей. И если в 2018–2019 гг. громкие премьеры онлайн-сериалов выходили на ресурсах, аффилированных с крупными игроками традиционного телевизионного рынка (Premiere и ТНТ, Start и Yellow, Black&White), то в начале 2020 года впервые прошел показ двух оригинальных сериалов ("Проект “Анна Николаевна”" и "Последний министр") онлайн-кинотеатра "Кинопоиск HD", принадлежащего "Яндексу", компании из совершенно другого сектора современной медиаиндустрии.
Региональное телевидение в 2019 году продолжило свою деятельность в контексте тех же тенденций, которые определяли его функционирование в последние несколько лет. Главные проблемы локальных телеканалов — цифровизация, которая практически вынудила их уйти из эфира и лишила большинства сетевых партнеров; наблюдающееся сжатие регионального телерекламного рынка, который так и не восстановился после 2008–2009 гг.; продолжающееся наступление телеканалов, финансируемых из региональных и городских бюджетов, подрывающее позиции частных игроков.
Напомним, что в качестве сценариев перехода "на цифру" руководством страны и регуляторами отрасли предлагалось в 2018 году несколько решений. В прошлом году был реализован проект с врезками на ОТР с 6:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00 (всего максимум 35 ч в неделю), о котором упоминалось выше. С одной стороны, это частично решило проблему обеднения регионального присутствия в цифровом эфире, где после включения мультиплексов остались только локальные окна у "России 1" и "России 24". Теперь же "в цифре" появились и стали доступны на всей территории разных субъектов федерации около 65 региональных телеканалов (каналы Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Крыма и Севастополя не могут воспользоваться этой услугой по решению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а еще несколько региональных игроков пока ждут одобрения Наблюдательного совета ОТР).
Предполагалось, что подключение региональных каналов будут оплачивать сами вещатели (хотя озвученные суммы на уровне 30–35 млн руб. в год для них изначально, по сути, были неподъемны). Но в итоге все завершилось решением о выделении ОТР 776 млн руб. в 2019 году и 1,5 млрд руб. в 2020 году на покрытие расходов, связанных с организацией цифрового вещания во врезках на ОТР.
Еще одним вариантом решения части возникших проблем может стать Закон о муниципальных обязательных общедоступных телеканалах (закон о "22-й кнопке"), подписанный Президентом РФ В. В. Путиным в июне 2019 года (см. также п. 1.2) и ставший итогом продолжавшейся несколько лет лоббистской деятельности Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) и Общероссийского народного фронта (ОНФ). Согласно закону, эта позиция в пакетах операторов кабельного телевидения должна закрепляться за муниципальным (городским) телеканалом, отобранным Федеральной конкурсной комиссией, а оказание услуг связи местными кабельными операторами для этих каналов становится бесплатным. Отрасль в целом встретила закон положительно, однако тревожный сигнал поступил от ОНФ: его представители обратили внимание на то, что в ряде городов-миллионников, в которых должны были проводиться первые конкурсы на попадание на "22-ю кнопку", оформлены лицензии телеканалов, в том числе новых, принадлежащих ВГТРК. Присутствие не просто государственных, но контролируемых напрямую из федерального центра игроков разрушает идею создания разнообразия локальных участников в эфирной или неэфирной цифровой среде. Первые заседания комиссии, на которых должны были определиться обладатели "22-й кнопки" в десяти городах были намечены на весну 2020 года.
Сокращенная версия первого раздела отраслевого доклада Роспечати "Телевидение в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.