Дорога Жизни – Ладога!
Сколько о ней написано? Много! Но далеко не все. И знают о ней далеко не все. Да разве можно все сказать об этом тернистом вечном пути: в рай! в жизнь! Этот путь был с двусторонним движением – к жизни и к смерти.
К 25 апреля 1942 года с Ледовой трассы на Ладоге были сняты все дорожные знаки, технические средства связи, зенитные установки, оборудование оповещения, значительная часть войск охраны!
Итог работы ледовой трассы за зимний период был внушительный: перевезено в город 361109 тонн грузов, в том числе 202419 тонн продовольствия, 34717 тонн горюче-смазочных материалов, 31910 тонн боеприпасов и взрывчатых веществ, 22818 тонн угля и другие грузы.
Из Ленинграда по льду было эвакуировано более полумиллиона человек. Вывезено заводское оборудование, которое невозможно было использовать в осажденном городе. А сколько было перевезено войсковых частей со своим вооружением, в том числе и тяжелые танки КВ!
Спасибо, Ладога! Спасибо ледовой трассе! Она многое стерпела и повидала за зиму 41/42 года. Но уже в апреле ей предстояло сделать в два с лишним раза больше, чем до этого. Предстояло ежесуточно доставлять в Ленинград 4200 тонн грузов, в том числе 2500 тонн продовольствия.
Лукавит немецкий историк Польман в книге «900 дней боев за Ленинград», говоря о демократии, которую якобы нес для блокадного Ленинграда и в целом для России пришедший на нашу землю вермахт. Да и само название книги кощунственно по отношению к защитникам Ленинграда. По Польману выходит, что вермахт, вероломно пришедший на нашу землю, ведет справедливую войну. И это при том, что наши дети, и на нашей же земле, должны были умирать от голода.
Разве могут быть справедливыми действия, которые несли страдания детям, отказывали им в самом малом и необходимом – в еде. Я вспоминаю рассказ девочки Веты из семьи Гавриловых о зиме 1942 года.