"Петь начал раньше, чем говорить"
Новый сезон проекта "Культурная столица" начался со встречи с народным артистом России Олегом Погудиным. Пригласительные билеты на встречу закончились буквально на следующий день, как поступили из типографии. И артист не разочаровал своих поклонников, открывшись не только как великолепный исполнитель романсов, но и интересный, глубоко мыслящий собеседник.
О романсе
Олег Погудин, бесспорно, является ведущим исполнителем в жанре романса и лирической песни и, как сказала бессменная ведущая встреч проекта, директор Дома журналиста Людмила Фомичева, "брендом нашего города". В СМИ артиста порой именуют "королем романса", но, как узнали участники встречи, это определение артисту совсем не льстит…
– Определение "король романса" для меня ненавистно. И не столько по причине его дурновкусия, сколько из-за его категорического несоответствия. Романс – жанр русский… Это как сказать "король народной песни" – нелепо же. Но благодаря СМИ возник этот титул, сейчас не вспомню какое издание первым запустило эту фразу…
Кстати, артист, отметивший в конце прошлого года 50-летие, выступает уже более 40 лет. В 8 лет впервые вышел на сцену, в 10 уже получил свой первый гонорар. Конечно, учился в музыкальной школе. И с 1979 по 1982 год был солистом Детского хора Ленинградского радио и телевидения под управлением Ю.М. Славнитского.
– Я пел всю жизнь, сколько себя помню. Кажется, петь начал раньше, чем говорить. Я пел все, что слышал. От классических вещей до эстрады. С детства пел Окуджаву – для родителей это была их молодость, их язык разговорный. С романсами был знаком, но слабо. Хотя первым потрясением была Анна Герман и ее исполнение "Гори, гори, моя звезда". Но я тогда не воспринимал это как русский романс. Просто хорошая эстрадная песня, и аранжировка там была такая эстрадная, но исполнение абсолютно гениальное, до сих пор так считаю…
В 1985 году фирма "Мелодия" выпустила первую виниловую пластинку "Песни сердца" уже ушедшего из жизни Валерия Агафонова.
– Когда я впервые услышал Валерия Агафонова, я этим просто заболел. "Песни сердца" – это чудесная пластинка, единственная, которую он записал на студии. Потом были выпущены еще диски, но на основе домашних записей. Эта пластинка стала совершеннейшим откровением и для меня, и для города, и для страны. Валерий Агафонов очень на меня повлиял, хотя мы никогда не были знакомы.
Так начался путь артиста к "ненавистному" званию "король романса". Впрочем, Олег Евгеньевич отмечает, что границы жанра достаточно расплывчаты. Народная и городская песни очень к нему близки. Есть в его репертуаре и ставшие классикой советские песни, и бардовские, и произведения, написанные относительно недавно, например Андрея Петрова или Исаака Шварца. Конечно, артист порадовал зрителей не только беседой, но и своим певческим талантом. И после исполнения композиции "Я ехал к вам" отметил ее уникальность.
– Это, по сути, не романс. Но в традиции нашего города есть совершенно уникальные вещи, которые у меня очень естественно получаются на сцене, что называется, по праву рождения. Здесь соединение разных эпох. Автор слов Александр Сергеевич Пушкин, автор музыки Исаак Иосифович Шварц. Между написанием музыки и текста прошло почти 150 лет. И чем были наполнены эти полтора столетия... Между Пушкиным и Шварцем разница как в полтысячи лет, если бы они родились на два века раньше. Но в Петербурге совершенно естественно рождается это сочетание. Конечно, положить на музыку слова Пушкина можно в любом городе. Но тут это происходит так, как будто бы Александр Сергеевич сел за стол, набросал не только текст, но и мелодию. Потом поднял глаза на собравшихся друзей и сам спел это произведение. Это удивительная вещь. У меня никогда не возникал вопрос, можно или нельзя объединить в одной программе романсы и Окуджаву, Пиаф и Чайковского. Это возможно. Правда у них у всех одна. Просто делать надо это профессионально, чтобы не оскорбить никого из авторов.
Олег Погудин: "Романс можно петь под фортепиано, но душа романса, мне кажется, заключена в гитаре. И лучше всего в ней проявляется".
О театре
В 16 лет, в 1985 году Олег Погудин стал студентом актерского факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Черкасова. Об обучении в вузе и преподавателях он говорит с огромным уважением и благодарностью. В 1989 году стал одним из студентов, отправленных на стажировку в Театральный центр им. Юджина в США.
– 1989 год! Это время, когда духовная составляющая была на подъеме. Мы были счастливы, понимали, что вокруг творится история, и мы не только ее свидетели, но и творцы. И Америка, конечно, меня поразила, но не материальным изобилием. Впрочем, соблазна потратить на что-то деньги у нас не было, потому что и денег не было. Поразила меня открытость и доброжелательность людей. И молодых ребят, с которыми мы учились и жили в общежитии, и людей на улицах, в магазинах… Теперь я понимаю, что все-таки противостояние СССР и США было достаточно сильное. Американцев пугали русскими так, как и сейчас пугают. Но тогда они узнавали, что мы из СССР, и вдруг видели, что мы нормальные люди, без рогов и копыт. Реально такие же люди, как и они. И это вызывало колоссальную радость. Я тогда был очарован. Казалось, что если это та самая западная свобода, то это идеальное существование. Потому что люди сердечные, люди всегда улыбаются. Теперь я понимаю, что это просто правила поведения.
Артист с юмором рассказывает, как в составе группы в 20 студентов, из которых только четверо, включая его, говорят по-английски, прибыла в аэропорт Нью-Йорка. И их никто не встретил. А так как обмен был "безвалютный" и даже ни одного рубля им на доллары не поменяли, то у них не было ни цента, чтобы позвонить. Стажировка длилась пять недель, и уже к концу первой все были "еле живы". Подъем в 8 утра, быстрый завтрак, и до 9 занятия с перерывом на оперативный обед и ужин.
– В Америке я тогда увидел и понял, что театр – это тоже участник рыночных отношений и иногда нужно что-то сделать стремительно быстро. Мы же и в институте, и позже, когда работал в БДТ, спектакли делали целый сезон. В БДТ иногда по пять лет репетировали – и потом получались совершенно гениальные спектакли. Но тут у нас было пять недель. И за эти пять недель мы должны были выпустить программу по американскому мюзиклу, отрабатывая спонсорские деньги. Понятно, что мюзикл – это не психологическая драма, не Достоевский или Чехов, но надо же танцевать и петь. И если петь еще ладно, то танцевать на том уровне, как это требуется… Это была очень тяжелая работа.
В 1990 году Олег Погудин завершил обучение в театральном институте и стал актером Большого драматического театра им. Горького. В театре он проработал недолго, но навсегда сохранил благоговейное отношение к сцене.
– У меня до сих пор отношение к театру, к сцене как к священнодействию. Театр – это храм! И до сих пор я в этом отношении крайне неудобный человек для площадок, на которых выступаю. Я не даю спуску по мелочам, на которые многие сейчас уже не обращают внимание. Я проверяю освещение, прошу, чтобы вытерли пыль с рояля, помыли сцену перед выступлением… Да, это занудство, да, я кого-то напрягаю. Но без этого пропадает культура.
Олег Погудин: "До сих пор счастлив, что, когда я учился в театральном вузе, "Евгением Онегиным" занимались на сценической речи так, что культура начала XIX столетия проникала в тебя до мозга костей".
О репертуаре
Дипломной работой Олега Погудина в театральном вузе стал моноспектакль на песни Вертинского. И уже в 1990 году он представил оригинальную программу "Я – артист!" по песням великого артиста.
– Вертинский не самый гениальный поэт своего времени и не самый гениальный автор музыки. В это время творили Ахматова, Мандельштам, Блок, Рахманинов, Шостакович… Понятно, что Вертинский не самый великий поэт или композитор, но он один из самых великих артистов. И вот этому надо соответствовать. Тогда возникает то самое чудо, когда вместе с тобой несколько сотен, а иногда и тысяч человек испытывают восторг и счастье творческого соединения.
Сейчас творческий багаж Олега Погудина насчитывает десятки различных программ, одну из последних – "Серебряный век" – он подготовил к своему юбилею и представил в декабре прошлого года.
– Внешне сценарий программы "Серебряный век" очень прост. Подборка песен и романсов, некоторые из которых широко известны и любимы, некоторые исполняются редко. Но очень интересно их сочетание. Интересно путешествие лирического героя от первых песен до эпилога. И участники этого процесса вступают с ним в диалог. Иногда в форме дуэта, иногда перекликаются стихи и песни. Например, звучат стихи Гумилева, а в ответ им романс на стихи Ахматовой. Интересно. Это вроде бы просто, с одной стороны, с другой – очень трудно сделать так, чтобы это захватывало, убеждало, вызывало сочувствие вплоть до катарсиса, который является самым желанным результатом любой творческой встречи.
На творческой встрече в Доме журналиста Олегу Погудину аккомпанирует на гитаре прекрасный музыкант Михаил Радюкевич, с которым сотрудничает уже почти 30 лет. Исполнив несколько романсов, артист улыбается и делится воспоминанием.
– Я помню один из первых концертов в Германии. До этого я уже много выступал и жил в Швеции, там я переводил тексты романсов почти дословно для публики, и никаких вопросов не возникало. У шведов очень схожая с нами сентиментальность. Мы можем над одним и тем же проливать слезы, томиться чем-то, может, это особенности климата, не знаю. А в Германии из публики вдруг раздался вопрос: "Скажите, а у вас все романсы на один текст?" При этом прозвучало их уже штук 15… Хотя, если почитать немецких классиков, у них тоже все совсем грустно. Но сентиментальность у немцев совсем другая. И все же, чтобы у нас здесь не возникло тоже ощущения, что романсы – это сплошной пессимизм, мы исполним сейчас…
Артист поет на французском знаменитую композицию Эдит Пиаф, затем исполняет песню на итальянском, потом на греческом… В его репертуаре песни уже более чем на 15 языках.
– У всех этих песен одна душа, несмотря на то что они разноязычные. Их герои – это один и тот же человек. Да, у них есть свои особенности, они родились в разных странах, в разное время. Но идеалы у них совершенно идентичные… И когда мы говорим об эпохе разъединения, а мы однозначно живем сейчас в этой эпохе, несмотря на глобализацию, люди становятся все дальше друг от друга, и рассорить их очень просто. Исполнение этих песен, как ни парадоксально, становится своего рода идеологической борьбой, хотя я не очень люблю эту терминологию. В эти песни нужно вслушиваться… Если мы говорим о традиционных ценностях, то в этих песнях они предъявлены, заявлены и проявлены, причем самым замечательным способом – не догматически, не в качестве назидания, а прекрасно и красиво. Они пленяют, в них влюбляешься и понимаешь, что это твоя обитель и отечество, даже если песня звучит на другом языке.
Олег Погудин: "Я не волнуюсь за традиционные ценности. Не мы их спасаем, они нас спасают. Даже если мы от них отказываемся, даже если мы им противоречим и противодействуем. Они все равно сильнее, потому что они суть нашей природы. Это как родители, с которыми ты можешь спорить, мнение которых ты можешь отвергать, но без них не было бы твоей жизни".
О журналистах и поклонниках
Артист признается, что для желающих оценивать его творчество он может быть "человеком неприятным" и даже "резким". Не терпит, когда оценки пытаются давать те, кто не разбирается в предмете, когда за словами – хоть похвалы, хоть критики – нет ничего, кроме "нравится – не нравится".
– Я принимаю мнение, если оно конструктивно, это касается и критических замечаний, и восторгов. Любых оценок того, что я делаю. Я считаю, что человек, который берет на себя смелость оценивать, должен иметь на это какое-то право. И я могу быть достаточно резким, если возникают оценки в духе "просто поговорить". Просто поговорить можно за чашкой кофе-чая или покрепче просто "за жизнь". А если берешь на себя смелость оценивать чье-то творчество, и не только творчество – любое сделанное дело, ты должен быть адекватен.
Также он теряет свою врожденную вежливость при попытках поклонников или журналистов переступить границы между публичным и личным. В отличие от многих современных звезд зарабатывать популярность, вынося на публику личную жизнь, он категорически не согласен.
– Я вежливый человек. Это не кокетство, вежливость для меня действительно естественное поведение. Но, если пытаются ворваться в мое личное пространство, я становлюсь не просто невоспитанным, а беспощадным и грубым человеком. Почему? Я считаю, об этом важно говорить, потому что время сейчас извращенное. В твое личное пространство врываются с ложным ощущением, что имеют на это право, что, если ты артист, значит обязан все выставить на продажу. Ничего подобного! В роли – да! На сцене – да! В жизни – нет! Потому что иначе не за что будет укрыться, не на что будет опереться в этом безумном мире. И главное, потому что твои близкие будут страдать. Эту вещь многие, к сожалению, не понимают, когда начинают так общаться. Ты можешь биться за себя, но когда ты не можешь защитить людей близких, это совершенно страшное состояние. И многие артисты реально страдают в этом плане.
Завершает встречу Олег Погудин исполнением песни "Любовь и разлука". И отмечает, что у Булата Окуджавы есть одно любимое, встречающееся во многих текстах, понятие – надежда. Сохранить которую желает всем собравшимся.
– Я хотел бы пожелать, чтобы никогда нас не оставляли надежда и любовь. Разлук у нас предостаточно. Но главное, чтобы мы никогда не утрачивали надежду. Если не оставляет надежда, можно пройти через все испытания. Журналистам же желаю, чтобы вы не попадали в ситуации, в которых надо бояться за свою профессиональную этику и свое сердце. Знаю, что в журналистской среде это даже гораздо сложнее, чем в артистической. Журналисту не спрятаться за текст, за героя, за волю режиссера и декорацию. Поэтому желаю вам, чтобы обстоятельств, в которых приходится делать выбор между совестью и профессией, было как можно меньше. Лучше бы, чтобы их вообще никогда не было, но такое редко случается, так пусть их будет как можно меньше. И если они все-таки происходят, желаю, чтобы вы выходили из них, не потеряв себя.
Олег Погудин: "К журналистам я отношусь с огромным уважением. Хотя и побаиваюсь, как все артисты. Очень хочу, чтобы наше общение всегда было на уровне взаимоуважения и ради красоты, добра и правды".
ПЕРЕЙТИ К ФОТОАЛЬБОМУ
Фото: Марина Денисова
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Ведущая встреч - директор Дома журналиста Людмила Фомичева. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Публикации о всех прошедших встречах проекта "Культурная столица"