Вспоминая Игоря Шадхана
В Доме журналиста 16 марта прошел вечер "Вспоминая Игоря Шадхана. К 80-летию коллеги и учителя". Вдова режиссера Наталья Шадхан, его коллеги и ученики поделились своими воспоминаниями об Игоре Абрамовиче и об истории съемок его многолетнего телевизионного исследования "Контрольная для взрослых".
Игорь Абрамович Шадхан (1940 - 2014) - заслуженный деятель искусств РФ и Польской Республики, лауреат Премии Союза журналистов СССР (1980), ТЭФИ (2004), обладатель Лавровой ветви за вклад в кинолетопись страны.
Игорь Абрамович Шадхан с 1961 года работал на телевидении. Вначале на Воркутинской и Норильской студиях, потом на Ленинградской. В 1989 году он ушел с телевидения, а в 1994-м создал собственную телекомпанию "Мастерская Игоря Шадхана". За долгую творческую жизнь он снял сотни телепрограмм и документальных фильмов, три игровые картины. Самой известной и знаковой его работой стала "Контрольная для взрослых". Он был не только ее режиссером, но и автором, вместе со Светланой Волошиной.
- Снимал он очень много и в разных жанрах, - вспоминает Наталья Шадхан. - И игровые программы и фильмы, был даже фильм-балет. Он обижался, когда его называли режиссером "Контрольной…". И, когда я записывала интервью с ним, я его об этом спросила.
На экране демонстрируется отрывок из интервью, в котором Игорь Абрамович сам отвечает на вопрос, анализируя то, почему именно "Контрольная для взрослых" стала его самым известным, самым узнаваемым проектом.
Игорь Шадхан: "В этом существование родителей и детей в одном пространстве, одном поле, в поиске их взаимопонимания, в те годы без комсомольцев, пионеров, октябрят, просто в разговоре о доверии, любви, в разговоре о том, как человечек растет, в показе его на пути жизни от 17 до 23 лет на экране было какое-то невероятное открытие. И это открытие совпадало, как ни странно, мне кажется, теперь уже так можно говорить, совпадало с грядущей перестройкой, с грядущими изменениями в обществе. И одним из людей, кто это озвучил, предварил, подал, был я. Может быть, действительно это было так… "
- Игорь, как и я, с Моховой, по образованию театровед, - рассказал режиссер, заведующий кафедрой режиссуры мультимедиа СПбГУП, профессор Валентин Сошников. - После театрального института он уехал в Норильск, и там ему захотелось делать телевидение, быть режиссером. Норильск, Воркута - это была колоссальная школа. Школа севера, где крепнет и мужской дух, и творческий. Когда он вернулся в Ленинград, он пришел на Ленинградское телевидение в учебную редакцию, у которого был свой отдельный телеканал. Мы делали различные передачи для детей и о детях. Когда организовывали редакцию "От 14 до 18", которую возглавил совершенно потрясающий журналист Виталий Вишневский, я привел к нему Игоря. В этот же момент туда была приглашена журналистка Светлана Волошина. Они в паре стали работать, и первая программа, которую они сделали, называлась "Традиционный сбор" – совершенно уникальная программа. Помните пьесу Виктора Сергеевича Розова "Традиционный сбор"? Пьеса о встрече выпускников, но там персонажи вымышленные, а в программе были реальные.
В редакции "От 14 до 18" в 1978 году и началась история "Контрольной для взрослых" длившаяся 16 лет. Игорь Шадхан решил снимать детей подготовительной группы детского сада и их родителей, и провести повторные съемки, когда дети пойдут в первый класс. Телепередача тогда называлась "Родительское собрание", и, сделав первый цикл из 8 программ, Игорь Шадхан повез их в Москву. Там "Родительское собрание" получило новое, ставшее знаменитым имя – "Контрольная для взрослых".
- Название подсказал Володя Максимов, замечательный режиссер, и я узнала об этом только этим летом, разговаривая с ним про Игоря Абрамовича Шадхана, - рассказывает Наталья Шадхан. - Он был горд, что они дружили и обменивались своими творческими планами. Он предложил это название Шадхану: "Подумай, может быть, тебе подойдет". И действительно здорово подошло и даже, можно сказать, изменило направление и ход этой программы. В 1978 -79 годах он снял 15 передач, и на этом история закончилась. Но в 80-е он оказался в редакции "Телефильм", где на совершенно ином художественном уровне "Контрольная для взрослых" была неожиданно продолжена. Тогда был создан механизм повторения съемок каждые 4-5 лет.
В 1982 году был создан часовой фильм, в который вошли 10 - 12 новеллы о шести детях из первых телепередач. В 1986-м они вновь появились на экранах, уже 15-летними подростками... Последняя часть "Контрольной" вышла в 1994 году. Надо отметить, что еще в самом начале, после показа передачи в 1979 году по Всесоюзному телевидению, Игоря Шадхана представляли на Государственную премию.
- На Всесоюзное телевидение эту программу взяли, можно сказать, случайно, - рассказывает Наталья Шадхан. - В Москве редактору, который курировал Ленинградское телевидение, программа очень понравилась, но для показа на центральном телевидении ее надо было согласовать с председателем Комитета. Пошли согласовывать. Его правая рука – Жданова - с передачей познакомилась, восторгов не выразила, посмотрела пристально на Шадхана и спросила: "А почему не отражен момент, когда этих детей принимают в октябрята?". Шадхан пристально посмотрел в ответ и сказал: "А при чем тут октябрята?". На дворе был 1978 год… Но в 1979 году в СССР впервые отмечали Международный день детей. За месяц до 1 июня всех глав редакций собрали и спросили, что у кого есть про детей. Это был правильный момент, и так программу увидел общесоюзный зритель. Ее представили на Государственную премию, но не дали. Много лет спустя Шадхан узнал, что наш первый секретарь ЦК Романов это представление просто отозвал. Зато ему тогда дали Премию Союза журналистов СССР. И его портрет как лауреата премии можно увидеть здесь, в Доме журналиста, на 2 этаже.
Через несколько лет после ухода с Ленинградского телевидения, Игорь Шадхан создал собственную студию. "Мастерская Игоря Шадхана" успешно заняла нишу учебного "хоумвидео". Кассеты с Фафалей, помогающим детям учить русский, английский, географию и другие уроки, знакомы многих семьям.
- Ленинградское телевидение для него закончилось очень естественно, - рассказывает Наталья Шадхан. - Он ушел потому, что был уверен в своих силах, понимал, что не пропадет, и он не пропал. Он сначала работал в Москве над разными проектами, потом стал художественным руководителем "Русского видео", в 1994-м создал свою творческую мастерскую. Но он всегда оборачивался назад на своих ребят из "Контрольной". Он понимал, что не мог что-то изменить в их судьбах, но он мог это зафиксировать. И в 1994 году снял последнюю часть своего цикла.
Почему режиссер перестал снимать "Контрольную для взрослых"? Отнюдь не потому, что она потеряла популярность. В некоторых статьях об Игоре Шадхане пишут, как об авторе первого "реалити-шоу". Да, в этом есть доля правды, но в отличие от авторов современных "шоу", для Игоря Абрамовича важны были не популярность и "хайп". В определенный момент он понял, что его герои выросли, что их жизни уже не должны быть выставлены на всеобщее обозрение.
Игорь Шадхан: "Было бы ли это интересно сегодня на экране ТВ? Наверное, да. Потому что телевидение - это та пища, которую едят иногда без разбора. Но я-то не хочу их больше отдавать на съедение. Я не хочу удовлетворять любопытство, просто любопытство людей, которым они в общем-то безразличны абсолютно. Зачем я их буду отдавать, зачем? Я не могу. Я считаю, что не надо. Спасибо им огромное за то, что это случилось".
Елена Янкелевич: "Я пришла в Мастерскую еще учась в театральном институте, была ассистентом, потом режиссером. 90-е годы, начало 2000-х - это самое счастливое время, которое неразрывно связано с Шадханом, моим учителем. Благодаря ему родилась веселая кукла Фафаля, ставшая звездой учебного телевидения. Благодаря Игорю Абрамовичу я смогла снять некоторые фильмы. Вместе с ним ушел значительный кусок моей жизни. Я, наверное, так и не могу привыкнуть к тому, что его нет".
Валентин Сошников: "Игорь Шадхан – это колоссальный философ с художественным мышлением. Глубина этого человека до сих пор не измерена. Если смотреть его фильмы, видно, как он постепенно становился не просто режиссером, не просто журналистом, а настоящим большим автором. Дай бог, Наташа сумеет собрать все, что есть на пленке, все, что есть в рукописях, чтобы рассказать об этом человеке в полном объеме".