Предвыборная кампания-2016: рост явки при отсутствии креатива?
25 и 30 августа в Профи-центре Союза журналистов СПб и ЛО прошли два семинара на тему «Выборы и СМИ», завершившие в этом году цикл «Современные технологии политического консалтинга». Для участия в них мы пригласили журналистов Петербурга и Ленобласти. Незадолго до единого дня голосования мы говорили об особенностях предвыборной кампании 2016 года и о том, как она освещается в СМИ, а также о новациях избирательного законодательства.
Секретарь Правления СЖ, куратор Профи-центра Марина Шишкина, открывая встречу, отметила, что сегодня явка на выборах очень важна. Возможно, она будет даже выше, несмотря на неудачное время самих выборов.
Получается так: с одной стороны, руководство страны говорит о необходимости прозрачных выборов, с другой – мало кто верит в осуществимость этой задачи. Не видят своей заинтересованности в выборах и бизнес-круги, не готовые вкладываться в нынешнюю кампанию, прошедшую в условиях серьезной нехватки средств у партий. Отсюда меньше билбордов, незамысловатые подходы к наглядной агитации, чуть ли не полное отсутствие креатива, то есть экономия на всем. Например, социолог Татьяна Протасенко увидела экономию на услугах социологов. Некоторые партии решили, если не отказаться от опросов граждан, то провести их собственными силами, не задумываясь о правдивости получаемых данных и сложности отбора респондентов.
Как всегда, в нашем Профи-центре выступили известные эксперты – политологи, социологи, психологи, юристы и, конечно, журналисты.
Это политолог и политический психолог – постоянный участник нашего проекта «Современные технологии политического консалтинга» Александр Конфисахор, главный редактор журнала «Город 812» Сергей Балуев, политический обозреватель Антон Мухин, журналист и автор проекта «Школа политической журналистики» Олег Мухин, заместитель главного редактора ИА «Регнум» Игорь Павловский, юрист Никита Савостьянов.
Своими комментариями по поводу новаций в предвыборном процессе поделились председатель избирательной комиссии Ленинградской области Владимир Журавлев и член Санкт-Петербургской избирательной комиссии Дмитрий Краснянский.
Как признался Сергей Балуев, за двадцать пять лет лично он не увидел ничего нового и интересного в предвыборной гонке. При этом, по его мнению, запрос на новых людей на выборах у народа есть, что бы не говорили социологи и другие эксперты.
Станут ли выборы самыми «чистыми» за последние годы? Наши эксперты с сожалением отмечают, что были уже провокации, например, на этапе сбора кандидатами подписей, попытки запутать избирателей, когда внимание избирателей переносилось к однофамильцам популярных кандидатов. В общем, каждый раз в ожидании выборов вспоминаются забытые черные технологии или создается что-то новое.
Игорь Павловский считает, что партии могли бы эффективнее использовать возможности интернета. Кстати, до сих пор не существует регламентации ведения предвыборных кампаний в социальных сетях или в поисковых системах. Главное сегодня – суметь достучаться до человека, который в условиях возрастающего информационного шума пытается закрыться от лишней информации. Например, плачевная ситуация на рынке общественно-политических изданий в Петербурге, по мнению эксперта, выглядит таковой именно потому, что классические качественные газеты так и не поняли своего читателя и его текущих потребностей в информации.
И все-таки новые партии, ущемленные в крупных медиа, вынуждены искать иные площадки, умело и активно использовать возможности интернет-коммуникаций. Через четыре года сужение поля печатных СМИ произойдет еще сильнее и это очевиднее станет для тех, кто будет баллотироваться на следующих выборах. С помощью интернета можно попытаться омолодить аудиторию избирателей, ведь сегодня на выборы активнее приходят граждане после 50-55 лет.
Юристы напоминают: права журналистов должны соблюдаться, независимо от того, получили ли они специальную аккредитацию для освещения дня выборов. Скажем, журналисты могут присутствовать на заседаниях УИК и знакомиться с протоколами. Представителям средств массовой информации надо знать: без судебного решения и речи не может быть об удалении журналиста с участка даже в присутствии или участии сотрудников правоохранительных органов.