От факса к "Интерфаксу"
В этом году одно из крупнейших российских информационных агентств – "Интерфакс" – отпраздновало свое 30-летие. На заседании журналистского клуба "Место встречи – Невский, 70" руководители "Интерфакс Северо-Запад" – президент Людмила Фомичева и главный редактор Татьяна Барковская – рассказали и об истории агентства, и о современных реалиях, и о специфике информационной работы в целом.
Июль 1989 года. Михаил Комиссар и его коллеги с Радио Москвы в сотрудничестве с французско-советским предприятием "Интерквадро" начинают выпускать бюллетень новостей "Интерфакс" на русском и английском языках, который одним из первых начинает предоставлять объективную информацию о событиях в СССР. С тех пор в июле "Интерфакс" отмечает свой главный корпоративный праздник – День основания. (Интерфакс. Наша история)
– История создания "Интерфакса" – очень интересная, – рассказала Людмила Фомичева. – Наш руководитель – Михаил Витальевич Комиссар работал на Гостелерадио, в редакции информации, занимавшейся радиовещанием на зарубежные страны. Однажды ему подарили факс, который был тогда новым словом техники. И этот факс обыграли в названии агентства, которое он вместе с коллегами решил создать в 1989 году. Агентство было ориентировано на экономическую информацию, но и политическую давали тоже. Экономика без политики в нашей стране, да и вообще, не существует. Время было перестроечное,и многие люди больше поверили этому новому агентству, чем государственным.
Сентябрь 1991 года. "Интерфакс" номинирован на премию Пулитцера за освещение попытки августовского путча 1991 года в Советском Союзе. (Интерфакс. Наша история)
В начале пути "Интерфакс" занимался не только новостями, но и сдачей в аренду факсов, чтобы клиенты имели возможность получать ленту новостей. Число подписчиков стремительно росло. Бурно развивавшийся в то время бизнес нуждался в точной и оперативной финансовой информации.
– "Интерфакс" в течение трех десятилетий набрал очень много опыта, – продолжила рассказ Людмила Фомичева. – Но с самого начала – наверное, в этом заслуга нашего руководителя – очень тонко чувствовал, что нужно бизнесу. И давал именно ту информацию, которая помогает принимать правильные решения в бизнесе. Важным был момент, когда "Интерфакс" стал сотрудничать с международным агентством Moody's и начал делать рейтинги регионов, компаний, банков.
Октябрь 2001 года. Международное агентство Moody`s Investors Service и Рейтинговое агентство "Интерфакс" подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. (Интерфакс. Наша история)
Сейчас международная информационная группа "Интерфакс" – это 36 отраслевых, региональных и международных подразделений. Но больше всего участников журналистского клуба, конечно интересовало такое подразделение "Интерфакса", как "Интерфакс Северо-Запад".
– "Интерфакс Северо-Запад" – второе по значимости, после Москвы, отделение, – рассказала Татьяна Барковская. – В этой федеральной кухне новостей, куда стекается вся информация, Петербургу, в котором находится штаб-квартира "Интерфакс Северо-Запад", уделяется особое внимание и предъявляются особые требования.
Сентябрь 1998 года. "Интерфакс" приступил к выпуску региональной ленты "Новости Северо-Запада", освещающей события северо-западного региона, включая Санкт-Петербург, Мурманскую, Псковскую и другие северо-западные области России. (Интерфакс. Наша история)
– Очень хорошей образ "кухня новостей", – отметила ведущая беседы Ирина Иванова. – Я сразу себе представила кухню, где в котлах какие-то новости замешиваются, какие-то соусы добавляются информационные…
– Мы единственное отделение "Интерфакса", которое имеет свою ленту новостей, – подчеркнула важную деталь Людмила Фомичева. – Все остальные регионы в эту "федеральную кухню" сбрасывают, а мы имеем свою ленту…
– Свою отдельную кастрюльку! – шутит Ирина Иванова.
– Отдельную мультиварку, я бы сказала, – улыбается Людмила Фомичева, и переходит к "рецептам" приготовления новостей, главным ингредиентом которых считает проверенность и достоверность. – У "Интерфакса" есть свои стандарты. Мы никогда не публикуем слухи, только проверенная информация, ссылки на источники, мнения двух сторон, если это проблемная информация. Пусть мы дадим эту информацию позже, но она будет суперпроверенная и взвешенная.
Декабрь 2005 года. "Интерфакс", по результатам исследования компании GfK-Rus, признан абсолютным лидером среди информагентств, работающих в России, по уровню использования его материалов СМИ. (Интерфакс. Наша история)
– С тех пор как Комиссар сдавал в аренду факсы, конечно, многое поменялось глобально, – улыбается в ответ на вопрос, что изменилось за 30 лет, Татьяна Барковская, – Я работаю в "Интерфаксе" с 2000 года и не застала того периода, когда не было интернета. Но старожилы рассказывали, как после какой-нибудь важной пресс-конференции журналисты бежали, расталкивая друг друга, к телефону-автомату, бросали в него копейки и звонили, чтобы продиктовать новость. Сейчас, естественно, корреспондент идет со своим смартфоном. Часто сразу за спикером набирает уже заметку, и это особый уровень профессионализма, когда журналист, слушая спикера, сразу формирует новость в голове и ее записывает. Изменилось все, не изменились – принципы.
Февраль 2004 года. "Интерфакс" объявил о создании крупнейшей в России базы данных по компаниям СПАРК. (Интерфакс. Наша история)
"Интерфакс" – это не только новости. Ведущая беседы Ирина Иванова зачитывает список, размещенный в разделе "Продукты и услуги": онлайн-информация по рынкам; раскрытие информации для компаний-эмитентов; информация по юрлицам РФ, Украины, Казахстана; информация по компаниям всего мира; маркетинговая информация; медиа-мониторинг; отчеты кредитного бюро; пресс-конференции, интернет-реклама.
– "Интерфакс" – частное, коммерческое агентство, и чтобы содержать штат корреспондентов – нужно зарабатывать, – поясняет Людмила Фомичева. – Этим у нас занимается коммерческий отдел. Самый известный продукт – СПАРК – система профессионального анализа рынка и компаний. Компас в мире бизнеса. Это продукт большого "Интерфакса", который в том числе мы предлагаем нашим клиентам, на него подписываются службы безопасности, банки, коммерческие структуры и предприятия. Когда я начинала (в 2003 году), в "Интерфакс Северо-Западе" был только один человек, который продавал наши продукты. Сейчас в нашем коммерческом отделе – 7 человек. Они зарабатывают деньги, благодаря чему наши корреспонденты могут заниматься исключительно новостями.
Март 2006 года. "Интерфакс" объявил об открытии 20-го по счету пресс-центра на территории РФ. (Интерфакс. Наша история)
Еще одним из "продуктов" "Интерфакс Северо-Запада" является проведение пресс-конференций и иных мероприятий для прессы. Участники беседы согласились с тем, что традиционные пресс-конференции – уходящий жанр. Тем не менее потребность в личном общении с журналистами есть, и ее просто нужно реализовывать иными способами.
– Здесь в зале сидит руководитель нашего пресс-центра Татьяна Валович – необыкновенно грамотный и профессиональный человек, – рассказала Людмила Фомичева. – Она организует и проводит у нас пресс-конференции. И она нашла другую форму – пресс-туры, которые идут на ура.
– Привести журналистов туда, куда одному, может быть, не добраться, дать возможность все увидеть своими глазами – это интересно, – пояснила Татьяна Валович. – У "Интерфакса" есть еще один продукт – система комплексного анализа медиасреды СКАН. Он тоже очень известный, приобретается в первую очередь PR-службами компаний. Он позволяет отследить потом, как разошлась информация, и, безусловно, после пресс-туров я это делаю. Обычно результат очень хороший.
Октябрь 2007 года. "Интерфакс" запускает новый проект – поисково-аналитическую систему СКАН. (Интерфакс. Наша история)
Не только об "Интерфаксе", но и о современном журналистском образовании, о грамотности, русском языке, и даже о том, с какого возраста надо начинать знакомиться с новостями – поговорили на встрече. Весьма интересной получилась дискуссия о современном состоянии такой сферы, как связи с общественностью.
Член правления Союза журналистов СПб и ЛО, заместитель директора Президентской библиотеки Валентин Сидорин поинтересовался мнением Людмилы Фомичевой, имеющей богатый опыт работы в этой сфере на разных позициях, почему пресс-секретари, в былые времена способствовавшие коммуникации их руководителя с журналистами, сейчас работают в режиме "оградить" от журналистов. Отсутствие коммуникации порождает отсутствие информации, отсутствие информации порождает слухи, как следствие, возникают фейковые новости.
– Если во власти есть думающие люди, понимающие, что такое PR, что такое журналисты, что такое информация, то тогда есть взаимопонимание, – поделилась своим мнением Людмила Фомичева. – Сейчас отсутствие коммуникации порождает слухи, а слухи вызывают ту самую никому не нужную социальную напряженность.
– Вам не кажется, что все это стало происходить после того, как на PR стали учить? – предположил Валентин Сидорин. – Когда в PR были журналисты, люди из профессии, то все шло нормально, коммуникации были.
Судя по смеху и одобрительным кивкам в зале, в этом шутливом замечании, по мнению собравшихся, есть существенная доля правды.
Ноябрь 2013 года. Запущен новый комплексный интернет-ресурс о компаниях-эмитентах – Центр раскрытия корпоративной информации. (Интерфакс. Наша история)
Возвращаясь же к основной теме беседы, отметим, что в день на всех лентах "Интерфакса", включая большое число специализированных, появляется порядка 4 тысяч новостей. Из них от 60 до 100 в день поступает из "Интерфакс Северо-Запада". В штате "Интерфакс Северо-Запада" 15 корреспондентов. Свои собкоры есть во всех регионах, кроме Ненецкого автономного округа. Плюс выпускающие редакторы, которые специализируются каждый на своей тематике. Корреспонденты в среднем делают от 4 до 10 новостей в день, в зависимости от его "урожайности". Например, в дни Культурного форума, накануне которого проходила беседа, всем петербургским корреспондентам агентства придется работать очень много.
– У нас в Санкт-Петербурге семь корреспондентов, два занимаются экономической темой, остальные пять будут работать на Культурном форуме. Естественно мы будем выбирать те события в программе, где заявлены те спикеры, которые могут сказать что-то новое и интересное. Нам нужна новостная информация, а не просто встретились-обсудили. Отмечу, что на Культурный форум также приедет "культурный" корреспондент из Москвы, ведь здесь будет много международных экспертов, директоров музеев и так далее.
Октябрь 2018 года. "Интерфакс" выводит на рынок новое интеграционное решение СКАУТ для автоматизации процедур комплексной проверки контрагентов. (Интерфакс. Наша история)
Запись прямой трансляции встречи на сайте партнера проекта PITER.TV
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на Youtube-канале SPBSJRU
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализован на средства гранта Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга.
Посмотреть все публикации о мероприятиях проекта.