Интересные скучные выборы
Семинар «Выборы президента: правила игры для российских СМИ» провел Профи-центр Союза журналистов СПб и ЛО 13 февраля, продолжая цикл семинаров «Современные технологии политического консалтинга». На семинаре удалось найти хороший баланс между теорией и практикой. Участники ушли обогащенные и практически полезными советами, например, о том, как получить аккредитационное удостоверение в избиркоме, так и весьма увлекательными политологическими и психологическими знаниями.
Выборы как Олимпиада
Современный политический ландшафт накануне выборов представила слушателям председатель совета регионального отделения партии "Справедливая Россия" в Санкт-Петербурге, секретарь Правления Союза журналистов СПб и ЛО Марина Шишкина. Максимально беспристрастно, как ученый, она нарисовала политическую картину нынешнего дня и подготовку к выборам президента, охарактеризовав их как «главное политическое событие года» и сравнив с Олимпиадой для спортсменов: «Для партий парламентских и непарламентских – это Олимпиада». И основная проблема выборов не только у нас, но и во всем мире – это явка избирателей.
– Первой страной, которая ввела обязательное голосование для граждан, была Бельгия. Ввела в конце позапрошлого века, а потом от этого отказалась. Сейчас есть такие страны, где обязательное голосование сохраняется, например, Аргентина, Австралия… В Греции, если не пойдешь на выборы, будут трудности с получением прав, в Италии – с получением детского садика и так далее. Есть страны, которые заставляют граждан приходить на выборы. У нас никогда не было системы обязательного голосования. Даже в Советское время не было. То, что люди ходили по домам и стыдили, – это было. Морально каралось. Но официально обязательного голосования не было. Если вы посмотрите, какова явка в странах, где есть политическая конкуренция, то выше 70% она, наверное, никогда не поднималась. В Америке на этих выборах явка превысила прошлую, в 2012 году, на 0,5 %. И это стало большим достижением выборной системы. У нас самая высокая явка была в 2011 году – 60%. На последних выборах в Думу была одна из самых низких явок, как в 1993 году, – 47,8%. Т.е. больше половины граждан не пришло на выборы. Заставить человека исполнить гражданский долг в спокойных условиях достаточно сложно. А в условиях нашей страны, где власть многие годы приучала людей не ходить на выборы, тем более. И сейчас на выборах президента все усилия властных структур направлены на то, чтобы вытащить народ на явку.
Конечно, рассматривая политический ландшафт накануне выборов, невозможно проигнорировать две столь часто упоминающиеся в этом контексте фамилии: Навальный и Собчак. Марина Шишкина особо уделила внимание первому, несостоявшемуся кандидату в президенты.
– С точки зрения политологии, это очень интересно. Навальный, будучи не зарегистрированным в кандидаты, не участвует в Олимпиаде. Поэтому он уводит свой электорат в кусты и призывает не участвовать в выборах. Я лично не поклонник Навального, но как политолог я не могу не оценить некоторых вещей и того, как они эффективны. Явно, что он работает на следующий политический цикл. Сейчас его сняли с Олимпиады, но он рассчитывает на то, что своими действиями сможет поколебать политическую систему страны. И воздействует он уже не только на свой электорат, свои войска, которые ведет куда-то в степь… Он работает на снижение явки. Если на выборы не придет 3% его призыва, это мало повлияет на общую картину выборов. А если не придет 10-12 %, это может серьезно повлиять. Почему другой фланг, Явлинский, Собчак и так далее категорически против бойкота? Потому что они зарегистрированы как участники на Олимпиаде, они уже бегут. Трудно представить, чтобы они сейчас сошли с дистанции или сказали: «Не ходите на выборы». Они работают на нынешний электоральный сезон, они в гонке, они обязаны призывать идти на выборы. Им нужно набрать свои 3 %, которых достаточно, чтобы дальше состоялось госфинансирование. Я лично категорически против бойкота выборов, обязательно пойду голосовать.
Засушенный матч
С формальной точки зрения, грядущие выборы выглядят очень скучными, и это наглядно показывает предвыборная кампания. Показав в презентации предвыборные плакаты и видеоролики кандидатов в президенты предыдущих лет, Марина Шишкина заметила:
«У главного претендента ничего не изменилось. А вот его конкуренты, которые принимали участие в выборах в 2012 году, зажигали значительно круче. В этой кампании вы не увидите никакой игры предвыборных агитаций. Но политическая активность не может никуда исчезнуть, значит, она где-то идет в другом месте. Все говорят скучно, скучно, а мне очень интересно 18 марта».
Рассказывая об особенностях президентской избирательной компании 2018 года, политический психолог Александр Конфисахор также отметил ее скучность, в основе которой лежит предсказуемость.
«Таких скучных выборов не было никогда. Если на первой странице детектива будет написано кто убийца – читать смысла никакого. И когда мы знаем результат, зачем идти на выборы? «Засушенные выборы» – это как в футболе, когда игроки сушат игру, чтобы сохранить достигнутый результат».
Еще одной особенностью этих выборов Александр назвал полную невнятность кандидатов и дал прогноз того, что существенных протестных акций после 18 марта в стране не будет.
«Протест возникает, когда полученный результат не соответствует нашим ожиданиям. Диссонанс между реальностью и нашим представлением о том, что должно было произойти, – только в этом несоответствии заключен протестный потенциал. Сейчас же такого диссонанса не будет».
В завершение выступления политический психолог поделился своим мнением о существующей политической системе в целом, кому-то напомнив, а кому-то рассказав интересную классификацию носителей власти. Носители власти – это ограниченный круг людей, который участвует в процессе принятия политических решений, их можно разделить на 8 типов или групп.
- Наукократия – власть знающих.
- Технократия – власть умеющих.
- Райтократия – власть пишущих.
- Партократия – власть организованных.
- Бюрократия – власть уполномоченных.
- Милитократия – власть военных.
- Теократия – власть религии.
- Плутократия – власть имеющих.
«Эти группы всегда находятся между собой во взаимодействии, но в определенные моменты некоторые представители власти начинают занимать доминирующее положение. Сейчас блок из трех носителей власти занял доминирующее положение в нашей политической системе. Это бюрократия, милитократия и, страшно произнести, теократия. По психотипу эти группы очень схожи (все три группы отличают такие выраженные в разной степени качества, как жесткая иерархия, дисциплина, подчинение приказам, единство мировоззрения, дресс-код – прим.ред.). Остальные оказались в лучшем случае в обслуживающем положении. В итоге мы идем к тому, что «запрещено все, что не разрешено». И средства воздействия у этих психотипов схожи. Лучшее средство – принуждение, от мягкого принуждения до жесткого, вплоть до физического уничтожения».
Читайте законы
О юридических тонкостях предвыборной агитации и работы журналистов в период ведения предвыборной агитации и работы на выборах рассказали заместитель начальника Управления организации и правового обеспечения избирательного процесса, взаимодействия со СМИ аппарата Санкт-Петербургской избирательной комиссии Григорий Марголин-Каганский и юрист Иван Попов.
Григорий Марголин напомнил всем главные для СМИ на всех выборах принципы работы: «Объективность. Достоверность. Равенство», о которых подробно говорили на обучающем семинаре «Информационное обеспечение выборов президента», который Санкт-Петербургская избирательная комиссия провела 21 декабря также в Доме журналиста.
Представитель петербургского избиркома отметил, что все государственные СМИ Петербурга выполнили свои обязательства по публикации объемов бесплатной площади, которая будет предложена кандидатам. Также 34 негосударственных СМИ нашего региона, в установленные законом сроки, опубликовали свои расценки на услуги по размещению предвыборных агитационных материалов. И в период предвыборной агитации, который начнется 17 февраля и завершится в ночь с 16 на 17 марта, смогут размещать предвыборную агитацию кандидатов.
На вопрос ведущего, журналиста Олега Мухина, нарушают ли нормы законодательства о предвыборной агитации призывы к бойкоту выборов, представитель избиркома сказал, что всегда надо разбираться с каждым конкретным случаем. И процитировал определение предвыборной агитации в федеральном законе № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
«Агитация предвыборная (предвыборная агитация) – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него».
Отметим, что в Федеральном законе N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» определение предвыборной агитации дано более подробно. Но все же, судя по всему, оба закона не предусматривают такого явления, как призывы не ходить на выборы. Следовательно, призывы к бойкоту как таковые вовсе не являются предвыборной агитацией.
В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов);
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности, указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона);
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;
4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата;
День выборов
Юрист Олег Попов отметил, что никаких значимых изменений в этой избирательной кампании по сравнению с предыдущими нет. И подробно остановился на вопросе аккредитации журналистов в избиркомах, как последнем «новшестве», появившемся в законе только в 2016 году.
Процедура аккредитации определяется постановлением Центральной избирательной комиссии, и таковое с названием «О Порядке аккредитации представителей средств массовой информации для присутствия в помещениях для голосования и при установлении итогов голосования, определении результатов выборов Президента Российской Федерации в 2018 году» было принято 17 января 2018 года.
«Это, на самом деле, является процедурой аккредитации, т.е. те действия, которые предпримут СМИ, не предусматривают какого-либо отказа от избирательных комиссий. Для того чтобы журналисты смогли получить аккредитацию, необходимо сделать несколько простых вещей. Те СМИ, которые имеют территорию вещания 2 субъекта и более, подают установленную форму заявки в ЦИК, прилагая список журналистов, которые смогут работать в день голосования на избирательных участках в срок до 7 марта 2018 года. Региональные СМИ, которые зарегистрированы только на 1 субъект РФ или еще меньше, например, муниципальные, подают завку в региональный избирком. Сроки подачи заявки в избирком субъекта РФ больше, последний день подачи заявки 14 марта 2018 года. Отмечу, что порядок завязан не на том, где планируют работать журналисты, а на том, какая территория вещания указана при регистрации».
В Санкт-Петербурге в принятом 18 января постановлении «О мерах по реализации постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 января 2018 года № 129/1071-7» сообщается, что необходимые для аккредитации документы принимаются по адресу: Вознесенский проспект, дом 3-5, кабинет 102, по рабочим дням с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 17.00, а также по электронной почте: press@spbik.spb.ru.
«Форма заявки установлена приложением к нормативному акту ЦИК. Условия, которым должен соответствовать журналист, – это наличие у него трудового или иного возмездного договора со СМИ, заключенного не позднее, чем за 2 месяца до даты назначения выборов президента».
После рассмотрения документов избирком выдает аккредитационное удостоверение, позволяющее журналисту полноценно работать и реализовывать права, которые полагаются ему в соответствии с законом. В числе этих прав – право находиться в день голосования (и дни досрочного голосования) в помещении для голосования (исключения есть только для избирательных участков, находящихся в медицинских и военных учреждениях), присутствовать на подсчете голосов избирателей, на заседаниях избирательных комиссий при установлении итогов голосования, производить фото и видеосъемку в помещениях для голосования (с предварительным уведомлением) и право не только знакомиться, но и получать заверенные копии проколов избирательной комиссии об итогах голосования.
Завершился семинар деловой игрой по теме работы журналистов в день голосования, которую провел журналист, один из организаторов "Школы политической журналистики" Олег Мухин.
Следующий семинар цикла «Современные технологии политического консалтинга» состоится 27 февраля. Время и тема уточняются. Следите за нашими анонсами.
Марина Шишкина: «Союз журналистов последовательно приглашает на образовательные семинары наших журналистов. Это большое благо. Я не думаю, что есть еще одна структура, которая так настойчиво, последовательно, бесплатно этим занимается и говорит: «Приходите. Учитесь. Получайте». Огромное спасибо за это Союзу журналистов и Людмиле Дмитриевне Фомичевой, которая это направление развивает и стимулирует».