«Зачем нам политтехнологи, если мы можем говорить правду?»
Профи-центр Союза журналистов Петербурга и Ленобласти практически ежегодно проводит для представителей СМИ семинары, посвященные вопросам политического консалтинга и освещения предвыборных кампаний. Нынешний семинар прошел при поддержке Национальной Медиа Группы и Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. В преддверии выборов разного уровня вопросов для обсуждения оказалось предостаточно.
Какова роль и задачи журналистов в предвыборном процессе? Что нового в выборном законодательстве? Как привлечь внимание горожан к выборам, как уйти от формального представления кандидатов и сосредоточиться на важной и полезной информации? Об этом 5 и 6 июня в Союзе журналистов дискутировали политтехнологи, психологи, политические обозреватели, представители избиркомов города и области.
Почему выборы неинтересны?
Обозреватель журнала «Город 812» Антон Мухин предложил задуматься над тем, почему одни люди идут на выборы, а другие нет. Что такое «плохая аудитория» в представлении политтехнологов и участников предвыборного процесса?
Казалось бы, садоводов в Петербурге и области – миллиона два, а велосипедистов куда меньше, но они могут быть интереснее тем, кто баллотируется на выборах. «Велосипедисты – это хорошая целевая группа. У них есть конкретные пожелания и предложения для власти. С этой группой можно работать, и эти избиратели придут на выборы, – уверен Антон Мухин. – Вычленение групп – первая задача любого кандидата». По мнению журналиста, даже если кандидат не победит на выборах с двадцатью процентами, то у него появится шанс получить больший процент голосов в следующий раз.
Обозреватель полагает, что «выборы интересны, когда на выборах есть драматургия. Поэтому вопрос драматургии всегда становится одним из идеологических вопросов. Власти всегда нужно снижать явку: если явка низкая, на выборы приходит определенная группа избирателей, и она голосует за власть. Как только явка начинает расти, добавляется еще какое-то количество обычных избирателей, не завязанных на административный ресурс».
Политтехнолог Александр Ершов заметил, что многим кандидатам выгодна малая явка избирателей. И чем больше будет грязных технологий, тем будет хуже с явкой. Но при этом для власти очень важно обеспечить легитимность выборов, считает эксперт.
Александр Конфисахор, доцент кафедры политической психологии СПбГУ, подробно остановился на психологических причинах низкой избирательной активности граждан. «У каждого из нас есть страх перед жизнью, перед тем, что нам предстоит в будущем. Следствие страха – апатия. Мы ничего не хотим делать, ничем не хотим интересоваться, – заметил психолог. – И те состояния, в которых находится общество – страх, апатия, одиночество, скука, – как раз и определяют наше отношение к выборам, нашу политическую активность и реакцию на действия властей».
Все те же старые технологии
Профессиональных политтехнологов в нашем городе немного. «Сегодня каждый чиновник – сам себе политтехнолог», – с иронией заметил Александр Ершов. Но дилетантизм приводит к поражению. Известный политтехнолог подробно рассказал о политических технологиях, применяемых в СМИ в период предвыборных кампаний. Журналисты, как и простые обыватели, могут попасть на крючок черных политтехнологов.
Политтехнологи пытаются навязывать кандидатам как эффективный инструмент социальные сети. Но эффект от формального тиражирования комментариев и присутствия в блогах, как правило, оказывается нулевым. Другое дело – удачные видеоролики, так называемый вирусный маркетинг. Главное, нужно понимать, какую цель и какую аудиторию они пытаются поразить.
В медиапроекты под выборы вливаются огромные деньги. По-прежнему ставка делается на традиционную популярность районных СМИ у муниципального читателя, но одновременно с этим – и на активных интернет-пользователей. Эффективен ли такой подход?
«На первый взгляд непонятно: они за красных или за белых? Кажется, против всех тех, кто против власти, – поделился впечатлениями от изучения одного из новых изданий А. Ершов. – Печатают глупейшие шутки про гражданских активистов. Но они таким образом только увеличивают их известность».
Профи, даже располагая незначительными средствами, способны перечеркнуть масштабные денежные вложения оппонента. «Одного дня бывает достаточно, чтобы, отсмотрев все материалы оппонентов, направить их же оружие против них. Черный политтехнолог в ответ изготовит листовку или «фальшгазету» и погубит оппонентов, – считает эксперт. – У кого связь с жилконторами, тот и донесет информацию до избирателя. Телевизионный ящик, как вы понимаете, не работает на муниципальном уровне».
Предвыборные «черные» технологии существуют давно и не меняются десятилетиями: преднамеренные опечатки, анекдоты про оппонентов, выпуск липовых изданий и листовок и т. д. Политтехнолог Ершов прогнозирует: на этот раз акцент будет сделан на «полевые технологии», в первую очередь – на грязные «фальшивочные».
Словесная и визуальная борьба
Сложно предвидеть реакцию избирателя на ту или иную газетную публикацию или заголовок. Журналисты не стремятся прислушиваться к мнению экспертов в области политического консалтинга. Политтехнологи, чтобы лучше вникнуть в предвыборные ожидания граждан, проводят фокус-группы и часами общаются с ними.
«Не надо ничего придумывать. Хорошая фраза – зачем нам политтехнологи, если мы можем говорить правду? Если правда есть, тогда кандидат наберет не семь процентов, а целых тридцать пять», – считает А. Ершов.
Своим опытом о том, как писать о политике, поделилась шеф-редактор петербургского бюро газеты «Ведомости» Анна Щербакова. По ее словам, «непредвзятых экспертов по вопросам политики и предвыборных кампаний становится все меньше, все больше появляется “бормотологов”... Любые мнения и оценки событий в политике еще более зыбки, чем в бизнесе. В бизнесе многие ходы можно посчитать, за любой сделкой стоит логика. И почти в каждой отрасли есть эксперты... Политика гораздо меньше поддается логике и здравым прогнозам, и чем дальше, тем больше».
Для грамотного освещения вопросов политики необходимо увеличивать контакты с экспертами – политологами, политтехнологами, социологами, психологами… «Здесь нужно взять себя в руки и отрешиться от своих политических взглядов, постараться привлечь широкий круг этих самых экспертов. От того, что я симпатизирую какой-то оппозиции, провластные политологи не должны быть ущемлены. Они могут быть ущемлены, только если врут. А как защититься от вранья? Спрашивайте мнение у разных экспертов, – советует Анна Щербакова. – Нельзя подобострастно относиться ни к какой власти. Надо на нее смотреть со стороны. За вами стоят тысячи читателей. Эта позиция дает много преимуществ».
Один из спикеров семинара обратил внимание на такую тенденцию: мало кто учитывает, что сегодня работают только короткие форматы. Но в газетах по-прежнему выходят огромные кирпичи и серии полос.
Говоря о визуальной подаче печатных материалов, журналист и вузовский преподаватель Михаил Макаренко решил обратить внимание коллег на типичные промахи. Меняется модель поведения читателя, поэтому в газетном дизайне большее внимание теперь уделяется подаче отдельных материалов. С одной стороны, фотография становится популярнее, с другой – появляется огромное количество снимков «ни о чем». В предвыборных материалах большое значение имеют фотографии. Текст или даже маленькая подпись под снимком или портретом способны изменить его смысл. Этим пользуются в агитации как за, так и против того или иного кандидата. Неслучайно в соцсетях именно политические деятели часто оказываются героями так называемых «фотожаб».
Новшества законодательства
Разобраться в новациях нормативной базы участникам помогли представители избиркомов и юристы. Как отметила помощник председателя избирательной комиссии Ленобласти Ирина Жукова, основной закон ФЗ № 67 («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») был принят в 2002 году и с тех пор менялся ежегодно. Не стали исключением и 2013–2014 годы. Представители Леноблизбиркома сосредоточились на изменениях законодательства, касающегося именно муниципальных выборов, поскольку семинар привлек внимание многих редакторов «районок».
Член петербургской избирательной комиссии Нина Шубина подробно рассказала о закрепленных законодательством требованиях, касающихся предвыборной работы СМИ. Например, согласно законодательству, редактор не может править и редактировать материалы без согласия кандидатов. У государственных СМИ одни полномочия и обязательства, у негосударственных – другие, но существуют и общие требования. Чтобы приступить к предвыборной агитации, СМИ должны предоставить официальное уведомление в избирательную комиссию.
Алан Кесаев, зам. начальника отдела Леноблизбиркома, перечислил наиболее важные положения законодательства. В частности, в информационных сообщениях, независимо от вида СМИ, материалы о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным блоком без каких-либо комментариев и предпочтений тому или иному кандидату или избирательному объединению (за исключением информации о профессиональной деятельности кандидата, если он находится при исполнении служебных обязанностей).
Подробные комментарии к законодательству сделала Людмила Цыцарева, преподаватель Северо-Западного института управления РАНХиГС. Сотрудникам СМИ необходимо различать два понятия – агитацию и информирование избирателей. Предоставление эфирной и печатной площади – это услуга. Материал может быть признан судом агитационным за призыв голосовать за и против. И судебная практика здесь весьма разнообразна, отметила Людмила Цыцарева. Что касается информирования избирателей, популярные опросы общественного мнения на выходе с избирательного участка (exit poll) допустимы, но должны соответствовать определенным требованиям, характерным для социологических опросов.
Как показали прошлые избирательные кампании, не всегда соблюдаются права самих журналистов, которые по закону вправе не только посещать заседания избирательных комиссий, знакомиться с их протоколами, получать копии документов, производить фото- и видеосъемку, но и находиться в помещении для голосования, присутствовать на агитационных мероприятиях кандидатов.
Новым законодательством предусмотрено увеличение объема площади, которую СМИ будут предоставлять безвозмездно зарегистрированным кандидатам, – с пяти процентов до десяти. Но, как признавались главреды, это и вселяет опасения: будут ли теперь издания востребованы кандидатами на коммерческой основе.
Фото: SPbSJ.ru