Латинская Америка: трудности и новые возможности для журналистов
Аргентинские журналисты обеспокоены снижением правдивости прессы и потерей журналистикой собственной идентичности. В Венесуэле журналистика испытывает сильное давление со стороны правительства. В Чили на лицо перепроизводство журналистских кадров, здесь трудно журналисту найти работу. Итак, поговорим о том, с какими трудностями сталкиваются профессиональные журналисты Латинской Америки.
Мариано Уре (Mariano Ure) и Кристиан Шварц (Christian Schwarz) совместно с Католическим университетом Аргентины (Universidad Católica Argentina) и фондом имени Конрада Аденауера подготовили исследование «Идентичность аргентинской журналистики в восприятии самих журналистов», основанное на интервью с редакторами и репортерами различных СМИ. Согласно исследованию, под вопрос часто ставится сама возможность нейтральной точки зрения и объективной журналистики. Многие из опрошенных редакторов также удручены продолжающейся поляризацией между государственными СМИ и медийными холдингами. По их признанию, они бы хотели оказаться в стороне от этого противостояния. При этом защитниками профессиональной журналистики чаще оказываются именно сотрудники частных компаний, они выступают не только в роли наблюдателей за действительностью, но и нередко оказывают услуги и помощь населению.
Как показало исследование, больше всего свободы и власти у себя обнаруживает «третий сектор» – некоммерческие издания, которые «практически идентичны своей аудитории, они находятся на одном уровне». В то же время владельцы частных изданий говорят о давлении как политической власти, так и экономических факторов.
Фабиан Чиарамельо (Fabián Chiaramello) в издании Rebelión называет три фактора, обуславливающих кризис аргентинской журналистики: притеснение прессы; недостаточный доступ граждан к качественным источникам информации; снижение заработной платы журналистов и сокращение рабочих мест. Несмотря на то, что с момента принятия нового закона о СМИ в Аргентине прошло почти шесть лет, большая часть ресурсов по-прежнему сконцентрирована в руках небольшого числа игроков. Социальная журналистика развивается крайне медленно, а права работников отрасли продолжают ущемляться.
В Венесуэле текущее положение журналистики во многом обусловлено политическим режимом правительства Мадуро. По словам известного венесуэльского писателя Цезаря Мигеля Рондона (César Miguel Rondón), «заниматься журналистикой в Венесуэле сегодня – все равно что ходить по разбитому стеклу».
Президент профсоюза журналистов Тинедо Гиа (Tinedo Guía) выступил с заявлением, отметив, что журналистика в Венесуэле испытывает сильное давление со стороны правительства. «Мы хотим, чтобы Конституция и законы уважались [правительством]. У граждан есть право на информацию. Население должно требовать [от правительства] этого уважения. Необходимо покончить с нетерпимостью и агрессией против прессы», – заявил Гиа.
По его словам, более девяти печатных изданий были закрыты из-за недостатка средств и «монополии» Фонда Манейро. «Еще пять СМИ находятся на грани закрытия. Речь идет о более чем 1500 семей, которые останутся без средств к существованию», – подчеркнул Гиа.
Только за 2015 год было зарегистрировано 37 случаев нарушения прав журналистов. Последний такой случай – увольнение без объяснения причин с канала TVES спортивного обозревателя Гейши Торрес (Geisha Torres), проработавшей там менее недели. Вероятной причиной увольнения стала публикация фотографии Торрес вместе с оппозиционным политиком Энрике Каприлес (Henrique Capriles). Хотя снимок был сделан еще в 2008 году, в социальных сетях поднялась кампания против Торрес, носящая явно заказной характер.
Ряду оппозиционных журналистов был запрещен выезд из страны. Так, директор ежедневной газеты TalCual Теодоро Петкофф (Teodoro Petkoff) не смог присутствовать на вручении присужденной ему премии Ортега-и-Гассет в Мадриде, поскольку на него наложены предупредительные меры. Аналогичные меры наложены Судом Каракаса на руководство ежедневного издания El Nacional и новостного портала LaPatilla по требованию главы венесуэльского парламента Диосдадо Кабельо (Diosdado Cabello).
С 2012 года, в Чили наблюдается существенное несоответствие спроса и предложения журналистских вакансий. Согласно исследованию, проведенному порталом Universite.cl, специализирующимся на системе высшего образования, на 11000 дипломированных журналистов приходилось всего 1700 рабочих мест, при этом в процессе обучения в высших учебных заведениях находилось еще 8000 молодых журналистов.
Журналистика в Чили не входит в число высокооплачиваемых профессий. Согласно данным за 2014 год, заработная плата в печатных изданиях и на радио колеблется (в зависимости от компании и опыта работы) от 250000 до 550000 чилийских песо (примерно $358–788). Работа на телевидении может приносить до 570000 песо ($817).
Выше оплачивается работа в государственных компаниях, требующих от соискателей опыта работы не менее 2 лет. Здесь заработная плата колеблется между 700000 и 1000000 песо ($1003–1433).
В свою очередь, фрилансеры, работающие на дому и посещающие офис раз в неделю, зарабатывают до 450000 песо ($645), в зависимости от объема выполненной работы.
И в заключение об одной весьма ощутимой тенденции. Все чаще исследователи и журналисты говорят о «буме латиноамериканской хроники». Речь идет о популярности так называемой нарративной журналистики – репортажей, написанных в стиле документальной прозы, когда вместо традиционных публицистических приемов и клише используются элементы художественной литературы. По словам аргентинской писательницы и журналистки Лейлы Герриеро (Leila Guerriero), документальная литература производит сегодня «формы и рассказы куда более интересные, чем художественная литература». Исследователи констатируют размытие границ между литературой и журналистикой.
Помимо чисто стилистических особенностей в основе нарративной журналистики лежит признание субъективности рассказчика – журналиста. Лейла Герриеро следующим образом описывает жанр нарративного репортажа: «“Субъективный” не значит лукавый, “субъективный” не значит низкий; “субъективный” не значит подлый. “Субъективный” – это взгляд человека, который рассказывает то, что он видит, или то, что, как ему кажется, он видит».
В Латинской Америке функционирует Ибероамериканский фонд новой журналистики (Fundación para el Nuevo Periodismo Iberoamericano), основанный Габриэлем Гарсией Маркесом в 1994 году. Деятельность фонда заключается как в популяризации самого направления нарративной журналистики, так и в помощи журналистам.
В 2012 году под эгидой FNPI был запущен сайт Nuevos Cronistas de Indias, ставший площадкой для обмена опытом, дискуссии о будущем жанра репортажа и инициативах, связанных с развитием нарративной хроники в ибероамериканском культурном пространстве.
Выходит издание Tacumán Zeta. La crónica de acá, позиционирующее себя как «первый электронный журнал нарративной хроники провинции Тукуман (Аргентина)».
Нарративная журналистика открыла новые возможности перед авторами, которым раньше не находилось места на страницах крупных изданий.
Мария Начинкова