«Мы живем в самое захватывающее время»
Журналистика во всем мире испытывает на себе последствия развития цифровых технологий, изменивших не только экономическую сторону существования СМИ, но и само представление о том, кто такой журналист и в чем состоит суть его работы.
Серьезное влияние на ситуацию в СМИ оказывают глобальные процессы и тенденции. О том, какие проблемы сегодня испытывает традиционная журналистика за рубежом, читайте в нашей новой рубрике. Обзор подготовлен Марией Начинковой по материалам зарубежных СМИ.
Глава новостного подразделения Би-би-си и бывший главный редактор The Times Джеймс Хардинг (James Harding; на снимке bbc.co.uk) на лекции в Британской библиотеке в январе 2014 года назвал три ключевых элемента в работе журналиста: получение информации, превращение ее в историю и отбор сюжетов. Именно им цифровые технологии бросают вызов.
Казалось бы, новые технологии делают необыкновенно увлекательным процесс поиска информации. Журналист не может слепо доверять Google и Wikipedia как источнику фактов, но он уже не игнорирует их полностью – это подсказки, с чего начать работу, источник идей для публикаций.
И развитие технологий поражает воображение. Недавно Би-би-си впервые использовало дрон для получения фотографий с воздуха, а также очки Google Glass для передачи взгляда очевидца. По мнению Хардинга, мы стоим на пороге «журналистики данных», основанной на работе со статистикой и анализе больших объемов информации. Об этом говорят успехи американского информационного проекта ProPublica.
Можно сказать, новые форматы подачи информации – лишь цифровой аналог старых средств коммуникации: электронная почта возродила обмен письмами, посты в Twitter – подобие телеграмм, Youtube напоминает запись скрытой камерой, а Instagram – полароидные снимки. Все это в совокупности создает серьезную конкуренцию традиционным двухминутным новостным выпускам и газетным статьям по 450 слов.
Один из ярких примеров – проект Now this News. Его полуминутными новостными роликами охотно делятся интернет-пользователи с друзьями, их удобно смотреть на мобильном телефоне. Или приложение Touchcast, упрощающее создание собственных репортажей и стирающее границы между видео и другими веб-элементами. Все большую популярность набирают каналы видеоблогеров (например, Philip DeFranco и JacksGap). Приходится признать: современный компьютер передал возможности телевизионной студии и газетного издательства в руки любого человека, наделенного воображением.
Изменился сам процесс отбора новостей и расстановки приоритетов. Для решения этой задачи не обязательно иметь дежурного или ответственного редактора новостей. Например, на Reddit работает алгоритм, располагающий впереди на этом социальном новостном сайте самые популярные новости. С помощью сервисов Google Analytics или Chartbeat легко узнавать, каковы предпочтения аудитории.
Перемены затрагивают каждый сектор информационного рынка. Перед новыми же СМИ открываются головокружительные перспективы. По мнению Хардинга, мы живем в самое захватывающее для журналиста время – по крайней мере, с момента изобретения телевидения.