Сигналы Петроградской башни
К телевидению и телевизору мы уже давно привыкли как к вещам незаменимым, вездесущим. И вот уже 75 лет, три четверти века, отделяют нас от той поры, когда регулярное телевещание в нашем городе делало только первые шаги. 7 июля 1938 года начались регулярные передачи. Не опытные, не пробные, а регулярные, хотя телецентр назывался еще ОЛТЦ – опытный ленинградский телевизионный центр.
Тогда количество телевизоров исчислялось десятками, а домашний экран воспринимался как техническая новинка и чудной аттракцион. Впрочем, он был еще не вполне домашним. Скорее клубным. Вот передо мной программа телепередач за 1 и 2 мая 1939 года: кинофильмы, концерты, передача для детей и цирковая программа. И перечислены пункты приема, где стояли аппараты коллективного приема и просмотра: Выборгский дворец культуры, дворцы имени Горького, имени Капранова, Кировский, Промкооперации (Ленсовета), дом работников искусств, Музей связи, Дворец пионеров… Завод имени Козицкого сделал приемники для коллективных просмотров «ВРК» и «ТК-1». Экранчик маленький, зато сам аппарат размером со средний холодильник. Только корпус не металлический, а из хорошего дерева.
Передачи шли из садового домика на улице академика Павлова, д.13-а, из студии площадью 24 квадратных метра с одной полуподвижной телекамерой и с проекцией кинофильмов. И с боевыми дуговыми прожекторами для освещения: разрешающие возможности и оптики и электроники были таковы, что требовали убийственно сильного света. Отсюда и жарища, из-за которой дикторов выносили зимой прямо на снег – прохладиться.
Тем не менее, с первых шагов заложены были основы всего последующего развития ТВ. Наряду с концертами и кино существовало политвещание, информационное – ежемесячные фотогазета, журнал «По Ленинграду», научно-популярные лекции, выступления и беседы. И. Ф. Ермаков возглавил режиссуру, и его первой постановкой оказалась оперетта Ж. Оффенбаха «Лизетта и Филидор», музыкальная пастораль всего для двух актеров Музкомедии – В. Христиановой и В. Свидерского. Премьера – 15 декабря 1938 года. С этой даты можно отсчитывать блистательную историю ленинградского телетеатра.
Тогда же и куклы освоили ленинградский телеэкран. Начиналось с кукол Евг. Деммени, после войны появились Тяпа, Ляпа и Жаконя… И с ними тетя Нелли Широких.
А послевоенный ленинградский телетеатр! Прогремели спектакли «Мертвые души», «Кюхля», «Стеклянный зверинец», «Гром на улице платанов». Это постановки знаменитой «литдрамы», литературно-драматической редакции. Затем появился публицистический театр, театр документа. Здесь подхвачены были традиции Ленрадио – чтецкого театра, моноспектаклей. Достаточно вспомнить и сопоставить две разные и обе гениальные трактовки «Евгения Онегина» – Юрского и Ульянова.
Наконец, в нашем городе, на нашем телевидении родился телебалет. Да-да, не адаптация балетов на телеэкране, а собственно вылупившийся на ТВ, по заказу и законам телевидения. Здесь соединились режиссерский талант А. Белинского и балетмейстерский Д. Брянцева – родились телебалеты «Галатея», «Старое танго», «Анюта». Уникальность «Анюты» на музыку Валерия Гаврилина (хореография Владимира Васильева) в том, что она шагнула с телеэкрана на большую сцену – в Большой, в театр Неаполя. А не наоборот, что бывает чаще.
Освоили телеоперу. Этим занялся режиссер-фронтовик В. Ф. Окунцов. Плотнее возвращаясь к литературному прототипу и избавляясь от пресловутой оперной условности, он делал жанр более телевизионным, уводя действие на пленер, в подлинный табор… Он поставил телеоперы «Моя Кармен», «Цыгане» («Алеко»), «Отелло».
На фестивале в Киеве в 1966 году гран-при завоевал первый отечественный документальный многосерийный фильм «Солдат Отчизны». Он воплощал в себе истинно документальный, но публицистически обобщенный образ рядового труженика войны. Много лет подряд каждую неделю телефильм выдавал премьеру, порой не одну. Далее заблистали работы Лентелефильма. Эссе и очерки В. Виноградова «Я возвращаю ваш портрет», «Золото», «Элегии», «Коммуналка», архитектурно-ландшафтные ленты К. Артюхова, проблемные А. Каневского. А потом «Физики» Ф. Дюрренматта в постановке О. Рябоконя, многосерийный «Поезд милосердия» по «Спутникам» Веры Пановой в постановке Петра Фоменко, телефильмы с участием великолепного рассказчика И. Андроникова.
Нельзя не вспомнить детское вещание – «Все наверх!», «Один за всех, все за одного», «Турнир СК». И спортивную «Папа, мама, я – спортивная семья», по-настоящему массовую игру, вовлекающую в физкультуру, спорт.
А молодежная телестанция «Горизонт» – лидер молодежного телевидения в стране, школа кадров ТВ, основатель «проблемных лабораторий» по отраслям знаний, видам искусства!
Питерское ТВ было впереди, хоть на полкорпуса, даже самой перестройки. Новаторские «Монитор» и «Телекурьер», стремительные репортерские «600 секунд», кручение «Пятого колеса», давшего имя нынешнему 5-му каналу, телемосты, «Теледебаты» и прямые трансляции со съездов и сессий, положившие начало парламентскому ТВ. А затем «Общественное мнение», телемарафоны, «Музыкальный ринг», «Янтарный ключ» – передачи максимально наполненные передовыми идеями и веяниями, всевозможными формами «обратной связи». Они явились предтечами нынешних разнообразных шоу.
2) Первый телевизионный помреж, начинавший на ОЛТЦ в 1938 году, – Владимир Михайлович Покорский (в центре), помощник режиссера Светлана Радимова (слева), режиссер музыкального вещания Владимир Шерстобитов (справа).
3) За пультом Иван Федорович Ермаков – первый режиссер, а затем главный режиссер Ленинградского телевидения.
4) Нелли Широких – лицо питерского телевидения прошлых лет.
5) Неистовые радиорепортеры Матвей Фролов – бессменный секретарь правления Союза журналистов, корреспондент Всесоюзного радио, создатель репортерского клуба «Шариковая ручка» и Эдуард Пендер-Бугровский берут интервью у героя космоса Германа Титова.
6) В «Театральной гостиной» Александр Борисов – актер Александринки, звезда телеэфира Валентина Дроздовская, патриарх отечественной песни Василий Соловьев-Седой, перед записью программы.
7) Телевизионный академик и лауреат премии ТЭФИ Александр Белинский.
8) Владислав Коновалов, автор программы «Ситуация», наставник молодых кадров.
9) Заставка первой молодежной передачи – телестанции «Горизонт».
Фотографии из книги «Курс радиотелевизионной журналистики» предоставлены одним из ее авторов – Владимиром Осинским
Распад госмонопольной системы телерадио на первых порах сыграл роль в деле воцарения на экранах плюрализма мнений, демократизма, творческого подъема, разнообразия в методах и формах подачи материала. Открылись новые каналы, возникли разного рода структуры – параллельные, альтернативные, независимые. Но качество оставалось в основном в официальных либо официозных руках. Сигнал с телебашни на Петроградской стороне по-прежнему остается главным для Петербурга, области и всего Северо-Запада. Новые структуры упорно не хотят оправдывать возлагавшиеся на них надежды, паразитируя на непрерывной перекачке сначала западной, теперь советской телепродукции. Не с лучшей стороны показывает себя и кабельное ТВ.
Где ныне «Факт», «Воскресный лабиринт», «Вертикаль», «Петербургский ангажемент», «Зебра», «Дело государственной важности», что держали планку качества передач на достойном уровне?
Согласно доброй юбилейной традиции, отметив достоинства, стоило бы поговорить и о недостатках. Общий уровень передач невысок. Сказывается и нивелирование передач под одну гребенку, и безудержная политизация эфира, есть и факты явной цензуры. Продолжается раздирание эфира различными властями, что также не способствует созданию творческой обстановки. Теоретикам и практикам эфира есть что обсудить, чтобы подвести итоги, сосредоточить внимание на новых проблемах. Однако ни на каналах, ни в «инстанциях» не наблюдается какого-либо заметного шевеления с целью достойно отметить немаловажный и значимый юбилей, ко всему прочему утверждающий телеприоритет северной столицы.
Кафедра радиотелевизионной журналистики СПбГУ уже не в первый раз призывает коллег отметить эту дату в сентябре-октябре (летом у нас каникулы и производственная практика) конференцией или расширенным заседанием кафедры. К этому событию мы готовим сборник «Очерков истории ленинградского-петербургского радио и ТВ» (редакторы-составители С. Н. Ильченко и В. Г. Осинский), которым хотелось бы открыть серию публикаций о непростой и поучительной, полной истинных открытий и творческих свершений истории питерского радиотелеэфира. Пока живы еще и полны сил творцы, свидетели и очевидцы - благодарные зрители.