Светлели лица Ленинградцев
Продолжаем публикации материалов о журналистах блокадного Ленинграда, посвящённые 80-летию полного снятия блокады. (Предыдущие материалы читайте от 8 декабря, 26 декабря, 12 января и 22 января).
Автор - Альберт Фёдорович Измайлов, член Союза журналистов СПб и ЛО, житель блокадного Ленинграда.
В газете «Правда» военкор Николай Тихонов писал: «Вечером 27 января 1944 года над зимними просторами великого города Ленина, над царственной Невой, над широкими улицами и площадями прокатились волны артиллерийского салюта. Триста двадцать четыре орудия прогремели двадцать четыре раза в честь войск Ленинградского фронта и моряков Краснознамённого Балтийского флота, участвовавших в боях за освобождение Ленинграда от блокады. Залпы салюта гремели в честь мужественных и стойких ленинградцев, которые своим героическим трудом и беспримерной выдержкой, пройдя через все небывалые испытания, ковали оружие победы, отдавали все силы борьбе за родной город в течение почти тридцати месяцев, не имевших примера в истории».
Ленинградские газеты, радио, слова военкоров, лекторов, били врага метко на суше, воде, в воздухе. Эти слова не только отображали ход боев, подвиги бойцов, командиров, тружеников тыла, а главное - показывали изменение человеческого сознания к происходящему, в становлении человеческого характера, в превращении человека мирных дней в солдата и воина. Эти слова преодолевали безнадежность и беду, учили стойкости и мужеству, мастерству, звали вперед, призывали к объединению сил.
Немного труда нужно было, чтобы написать о том, сколько было смертей, сколько было трудностей с водой, со светом, а вот написать о том, как Ленинград, преодолевая эти трудности, при поддержке всей страны, выжил и победил – написать об этом значительно сложнее, но и важнее и полезнее для будущих поколений.
В сентябре 1941 года в Ленинград пришла телеграмма из Нью-Йорка: «героической молодежи Ленинграда от молодежной конференции Международного союза рабочих меховщиков и кожевенников США и Канады.
Будьте уверены в нашей признательности за ваши героические жертвы, и в том, что мы приложим все усилия в поддержке вашего героизма безотказным потоком оружия и снаряжения.
…смерть нацизму-фашизму. Да здравствуют героические защитники Ленинграда».
В 1942 году журналисты Ленинграда направили телеграмму в адрес Федерации журналистов свободных наций: «Собратьям по перу, объединенным общей целью в священной борьбе против гитлеризма, журналисты Ленинграда шлют свой боевой привет!
Вот уже 13 месяцев, как наш великий русский город мужественно отражает натиск гитлеровских полчищ, нанося удар за ударом по врагу. Воодушевленные беспредельной любовью к своей родине и смертельной ненавистью к немецко-фашистским захватчикам, ленинградцы в бою и труде умножают славные традиции русского народа, воспитывают в себе мужество и стойкость.
Ни вражеская блокада города, ни бомбардировки и обстрелы не только не сломили нашей воли к победе, а закалили ее еще больше, укрепили решимость бороться за свою родину, за свой город до полной победы над врагом. Мы боремся за благородные цели – за свою любимую родину, за честь и свободу свою. Мы отдаем себе отчет, что здесь под городом Ленина также, как и под Сталинградом решаются судьбы всего прогрессивного человечества.
Из стен нашего города мы обращаемся к вам, товарищи-журналисты свободных наций:
‑ Мобилизуйте все силы на борьбу с проклятым гитлеризмом, несущим миру рабство и смерть. Организуйте победу над коварным врагом. Эта победа тем ближе, чем скорее будет открыт второй фронт в Европе. Боритесь за быстрейшее открытие второго фронта. Воспитывайте у своего народа сознание, что разгром нацистских банд – дело величайшей гуманности, что уничтожение гитлеризма есть кровное дело всего прогрессивного человечества. Дружными совместными усилиями будем добиваться победы над врагом».
Человек в осажденном Городе жил жизнью большого Ленинграда. Жил как член огромной ленинградской семьи, где твердым правилом было: взаимная поддержка, стойкость, мужество, терпение.
О слабой эффективности внутренней и внешней фашистской агитации и пропаганды свидетельствовали многие факты. Летом 1943 г. фашистское командование вынуждено было в каждой роте выделять специального офицера и двух надежных солдат, которые ежедневно собирали и сжигали советские листовки, заброшенные в окопы. За чтение подобных листовок немецких солдат строго наказывали.
По ленинградскому радио на немецком и финском языках звучали обращения к немецким и финским народам, призывавшие не верить фашистским измышлениям о «слабости русской армии», о «разложении русской авиации», о «беспорядках в Советском Союзе».
Генерал танковых войск гитлеровской Германии Гайнц Гудериан позднее вынужден был признать, что преимущество СССР заключалось в силе его идей, то есть и в битве армий, и в битве идей Советский Союз победил германскую военную машину и фашистскую идеологию лжи, агрессии и нагнетания страха.
В 1943 году от депутатов Ленгорсовета в адрес Лорда-мэра Лондона господина Самуэля-Жозефа была направлена телеграмма: «От имени трудящихся Ленинграда благодарим Вас за Ваше сердечное приветствие в связи с прорывом блокады Ленинграда.
Как не удалось гитлеровским разбойникам сломить мужество лондонцев, когда они с воздуха обрушивали на них смерч огня и металла, так не смог сломить враг и нашу волю к победе ни костлявой рукой голода, ни бомбардировками, ни обстрелами из дальнобойных орудий.
Красная Армия, поддержанная всем народом, наносит врагу один удар за другим на Кавказе, под Сталинградом, на Дону. Успешное наступление наших войск, прорыв блокады Ленинграда, поражение гитлеровцев в Африке – это лишь начало разгрома ненавистного врага. Наши великие народы, наши великие города не могут быть счастливы до тех пор, пока еще действует гитлеровская машина.
Вы правы, лорд мэр, что проигрыш борьбы за Лондон и битвы за Ленинград – два величайших поражения фашистских орд».
В 1944 году при высадке французской армии на юге Франции несколько ящиков с книгой военкора Н. Тихонова «Ленинградский год», изданной в переводе на французский язык, было переправлено с африканского побережья вместе с техникой и боеприпасами для атакующих войск генерала де Голля.
Все 900 дней и ночей 1941-1944 гг. Ленинград сражался, делал снаряды, ремонтировал танки, ставил спектакли, вёл радиопередачи, писал симфонии, играл в футбол, выпускал газеты, журналы, книги, открыл и издавал новый иллюстрированный журнал.
Весь мир восхищался битвой ленинградцев с врагом.
Американский журналист Гаррисон Солсбери, глава бюро «Юнайтед Пресс Интернейшнл», приехал в Советский Союз в январе 1944 г. Вместе с группой американских журналистов он побывал в Ленинграде, освобожденном от вражеской осады, побеседовал с председателем Ленсовета, директором Кировского завода, с людьми, пережившими блокаду. По итогам этой поездки, а также на основе изучения архивных документов, он написал книгу «900 дней. Блокада Ленинграда».
В своей книге Солсбери описывает сложную, героическую и трагическую картину жизни и борьбы осажденного Ленинграда, описывает подробно факты и события первых и последующих дней войны, приводит высказывания руководителей партийных и советских органов, армии и флота, промышленных предприятий, деятелей литературы и искусства. В его книге даются ссылки на воспоминания военных корреспондентов – П. Лукницкого, Вс. Вишневского, О. Берггольц, И. Эренбурга, В. Кетлинской…
Эхо победного ленинградского салюта в январе 1944 года отозвалось в разных уголках земли. «Все свободные и все порабощенные гитлеровцами народы, ‑ отмечала английская газета «Стар», ‑ понимают, какую роль сыграл разгром немцев под Ленинградом для ослабления нацистской мощи. Ленинград уже давно завоевал себе место среди городов-героев нынешней войны. Битва под Ленинградом посеяла тревогу среди немцев. Она дала им почувствовать, что они лишь временные хозяева Парижа, Брюсселя, Амстердама, Варшавы, Осло».
Газета «Нью-Йорк таймс» сообщала: «Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их подвиг будет записан в анналы истории как своего рода героический миф…Ленинград воплощает непобедимый дух народа России».
Светлели лица ленинградцев при виде блеска демаскированного шпиля Адмиралтейства, статуй, занявших свое место на Аничковом мосту и в Летнем саду. В день, когда разбирали защитные ограждения с монумента Медного всадника, вместе с ленинградцами пережившим блокаду, его плотно окружили дети и что-то нарисовали. И вскоре все увидели, что на груди у Петра мелом изображена огромная медаль – «За оборону Ленинграда».