Свежий воздух жизни
В 1963 году я стала членом Ленинградского отделения Союза журналистов СССР, так это тогда называлось, а Дом журналиста располагался на Моховой. Вскоре дом этот признали аварийным (он, кстати, до сих пор спокойно стоит без капитального ремонта), и Союзу стали подыскивать другое помещение. В это время (с 1973 года) я уже была секретарем правления и участвовала вместе со всем секретариатом в обсуждении предполагаемых вариантов для Дома. Единогласно выбрали Невский, 70. Прежде всего по его близости к Фонтанке, 59, где в Доме прессы «квартировали» вместе с Лениздатом все главные газеты города: «Ленправда», «Вечерка», «Смена» и «Ленинградский рабочий», редактором которого я и была.
Помню, как мы во главе с Андреем Варсобиным, тогдашним редактором «Ленправды» и председателем Союза, ходили по охваченным ремонтом комнатам, прикидывая, как и что тут будет. Помню, как гордился Андрей армянским туфом для актового зала, который он добыл через армянских коллег. Помню, как на секретариате долго обсуждали, так сказать, концепцию Дома, спорили о том, каково должно быть его предназначение, какими видятся приоритеты его работы. Собственно говоря, и сейчас перед нами стоят те же вопросы. Если мы – творческий союз, как записано в нашем уставе, то совершенно очевидно, что во главу угла должно быть поставлено творчество. И Союз журналистов, как самая массовая в городе, области и в Северо-Западном регионе творческая организация работников СМИ, должен войти в обновленный после реставрации Дом не просто его хозяином, что само собой разумеется, но и вдохновителем всей творческой жизни Союза и Дома.
Многое для этого уже сделано: созданы гильдии, назначены комиссии. Теперь надо, чтобы они эффективно действовали. Ведь когда-то все так и было: работали клубы, секции, устраивались творческие вечера, устные выпуски газет и журналов, выставки. Был даже Университет рабочих корреспондентов и Школа молодых журналистов…
А знаменитый клуб репортеров «Шариковая ручка», детище Матвея Фролова? А наш кинозал? Здесь показывались фильмы не только первым экраном, но и те, которые потом не шли в прокате. Попасть на эти сеансы и вечера стремился, что называется, весь город.
С тех пор многое поменялось – эпоха, страна, менялись ориентиры и вкусы. Неизменным осталось одно – честное творчество. В любые времена оно побеждало и побеждает пошлость, ложь, верхоглядство и шапкозакидательство. На заре становления новой России некоторым показалось, что вместо того, чтобы реформировать в духе времени Союз журналистов, легче отпочковаться от него. Так появились некие новые образования, но стать массовыми им было не суждено. Кое-кто и сейчас выглядит мертворожденным, хотя и силится казаться амбициозным. Союз журналистов России с его несменяемым руководством, к сожалению, весьма поспособствовал созданию всеобщей атмосферы распада. Но есть Союз журналистов Москвы, Союз журналистов Петербурга и Ленинградской области – они не распались, не исчезли. Есть все основания вдохнуть в них сейчас свежий воздух жизни. В нашем случае тем более, раз это совпадает с вселением в старый-новый Дом, на Невском, 70. Губернатор Полтавченко клятвенно обещал нам это вселение 1 сентября. Ждать осталось недолго. Давайте же собирать силы, идеи, даже фантазии для новой грядущей работы. Ждем ваших предложений, вопросов, советов. Пишите нам по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.