Между Сциллой и Харибдой
О читаемости и цитируемости, авторской журналистике и интернет-СМИ, прошлом и будущем медиа разговаривали на заседании журналистского клуба "Место встречи – Невский, 70" с руководителем проекта ИА "Росбалт" Натальей Черкесовой.
Федеральное информационно-аналитическое агентство "Росбалт" в следующем году отметим двадцатилетие. Конечно, в начале беседы, Наталья Черкесова рассказала о том, как и почему в 2000-м году она с коллегами из "Часа Пик" создала это агентство.
- "Росбалт" появился очень, я бы сказала, спонтанно. К тому моменту стало ясно, что проблемы у печатных СМИ нарастают. Надо думать о чем-то новым, о новых форматах, о новых способах передачи информации. И уже стало понятно, что интернет - это такое место, где будут развиваться в будущем медиа. Тогда с идеей, я бы даже сказала, не информационного агентства, а такого синтетического СМИ, которое распространяет информацию в интернете, ко мне пришла Татьяна Чеснокова – такой замечательный журналист был в Петербурге, она работала в "Вечернем Ленинграде", а потом с нами вместе в газете "Час пик". Татьяна сказала, что, наверное, стоит попробовать сделать не просто информационное агентство, а агентство, работающее в интернете. Мы стали смотреть, что есть в нашем городе. И надо сказать что такая структура как "Росбалт" существовала именно в формате информационного агентства. Но мы придумали для себя, что будем делать другое, мы будем не просто собирать информацию в ленту, и эту ленту передавать нашим клиентам. Мы будем делать интернет-газету, в которой будут и статьи, и аналитика, и разнообразные материалы. И буквально с первого же дня начали заниматься тем, что сейчас называется создание событий. То есть мы понимали, что хотим, кроме всего прочего, не только освещать события, но и их создавать.
В мае 2000-х года "Росбалт" провел свою первую конференцию "Глобализация. Место для России". На нее в Петербурге собрались видные ученые, специалисты и общественные деятели. Главным гостем был Михаил Сергеевич Горбачев.
- Мы понимали, что для того, чтобы новое молодое средство массовой информации продвинулось на рынке, надо сделать так, чтобы в нашем событии приняли участие очень весомые интересные фигуры. И они собрались, что было показательно. Мы сразу хотели, чтобы "Росбалт" был не только журналисткой, но и исследовательско-аналитической точкой. Ведь к двухтысячному году, по сути дела, очень много в стране уже произошло. Еще работая в "Часе Пик", мы видели, что фактически Новая Россия уже сформировалась, но она требовала объяснений. Нужно было понять, что собственно говоря происходит. А на каком свете мы находимся? А как соотнести то, где мы находимся, с мировой повесткой? И мы начали заниматься как бы изучением того, что происходило вокруг. Сейчас повестка, мне кажется, немножко так измельчала, но мы, конечно, продолжаем заниматься аналитикой. Наша сильная сторона - это большая группа журналистов и экспертов, которые зарекомендовали себя как мощные аналитики. Это достаточно известные и московские, и петербургские журналисты.
Наталья Черкесова: "ИА "Росбалт" - это оркестр, в котором мы можем пригласить выступить соло, то одного, то другого журналиста, то одного, то другого эксперта, и дать ему возможность высказать так как он хочет".
Надо отметить, что "Росбалт" – это редкий пример медиа, которое родилось в Петербурге и сохраняет свой главный офис в нашем городе. При этом в московском офисе работает главный редактор агентства, а в петербургском – генеральный директор.
- Вспомните 2000-й год. Это начало нового президентства, когда выходцы из Петербурга в огромных количествах оказались в руководящих органах страны. Я думаю, потом в истории это будет называться "петербургской эпохой" в жизни нашей страны, И наша идея была сделать федеральное средство массовой информации со штаб-квартирой в Петербурге. К том уже нам как петербургским журналистам немножко как-то поднадоело, что всё в стране делается по принципу - главное в Москве, а все, что в регионах - это уже вторично. Мы сделали ровно наоборот - штаб-квартира в Петербурге, а в Москве - московское представительство.
Сейчас в штате агентства работает порядка 50 человек, плюс к этому большая сеть внештатных авторов. Одним из основных отличий "Росбалта" от других информационных агентств является акцент на авторской журналистике.
- Мы - авторское издание, у нас очень много авторских материалов, где человек ставит свою подпись и честно отвечает за свои слова. Как раньше говорили, информационное агентство – это братская могила для журналистов. Мы же всё-таки за индивидуальность.. При этом мы делаем в день примерно 300 единиц информации - это статьи, заметки, комментарий – и не потерять индивидуальность в этом потоке сложно. И второе, чем мы отличаемся - мы стараемся брать темы, которые еще не получили широкого звучания, широкого распространения. Но и тут есть сложность. Нам нужна читаемость, а для этого мы должны стоять в тренде, но когда мы стоим в этой линии, мы не производим уникального контента, и тогда у нас нет цитируемости. А кроме цитируемости и читаемости, нам нужно выполнять свою функцию. Мы чувствуем свою миссию. Мы начали говорить, например, о проблемах с детьми-инвалидами в проекте "Все включены" ещё тогда, когда это не стало общим местом и все об этом заговорили. Но это не приносит читаемости, потому что это ещё не стало не стала трендом … А почему нужна читаемость? Потому что, чем выше посещаемость, тем больше мы можем заработать на рекламе, Яндекс.Директ и все остальные работают от просмотров. А цитируемость нужна, потому что нужен высокий рейтинг. Но иногда, конечно, ты по цитируемости вырос, но радости от этого никакой. Обыск, например, у тебя провели в редакции, и все цитируют. Или там лицензию, помню, у нас отнимали, тоже все процитировали. Цитируемость есть, а радости нет.
Наталья Черкесова: "Нужна читаемость и нужна цитируемость. Это две вещи, между которыми мы все стоит в раскорячку. Это Сцилла и Харибда сегодняшних интернет-ресурсов".
Обратная связь с читателем всегда была важна для СМИ. Но, если в былые времена, это были пачки писем, поступавших в редакцию, то сейчас это моментальная реакция в интернете. И порой читательскяа реакция может стать для медиа не благом, а опасностью.
- Сейчас обратная связь существует буквально в тоже мгновение…Только ты выставил текст, как тут же получаешь обратную связь. Причем, лучше бы, может, иногда ты её не получал. Потому что люди самовыражаются все как могут. , У нас был довольно большую форум, но когда страсти накалились в стране в последние несколько лет, мы будучи под жестким оком Роскомнадзора, который, наверное, испытывает к нам какие-то особые чувства, были вынуждены ограничить комментарии. Теперь у нас любой комментарий живет только 24 часа (это тот срок, который Роскомнадзор позволяет) и после исчезает. Мы не имеем возможности модерировать комментарии, а что там народ пишет – это уму непостижимо.
Однако обратную связь с читателем Наталья Черкесова считает очень важной. И ее нельзя ограничивать только онлайн-пространством. Взгляд "глаза в глаза" тоже очень полезен. Поэтому "Росбалт" активно занимается оффлайн-деятельностью.
- Два года назад мы начали проект "Квартирник" – это такие встречи, на которые мы зовем наших читателей. По началу на них выступали наши авторы, сейчас это и ученые, и специалисты. Наши читатели в формате такого "квартирника", то есть спокойного разговора, могут узнать что-то важное, задать вопросы, обсудить. А в мае, мы открыли в "Росбалте" на Марсовом поле, дом 3, арт-пространство "mArs". Ars longa, vita brevis – "Жизнь коротка, искусство вечно". Такое латинское выражение, поэтому у нас такой "Ars".
Как говорят, "кто владеет информацией, тот владеет миром". Ведущая встречи, арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова, поинтересовалась у Натальи Черкесовой ощущает ли она себя "владеющей информацией".
- В ходе цифровой революции, которую мы переживаем, информация перестала быть уделом и собственностью отдельных фигур, между информацией и человеком посредников нет. Сегодня вопрос не в том, получил ли ты информацию, а в том, как ты ее осмыслил, а затем упаковал и продвинул. Сегодня главная задача журналиста не факт уловить, а тенденцию, понять куда все идет. Поэтому я бы сказала, что миром владеет не тот, кто владеет информацией, а тот, у кого голова на плечах есть. Надо понимать откуда и зачем это всё, не говоря уже о том, с какого перепуга эта информация появляется. Если информация появляется, значит это кому-то нужно...Так давайте сделаем так, чтобы это было нужно нам. Давайте сами продвигать информацию.
В современной журналистике, по мнению, Натальи Черкесовой наиболее важными жанрами являются расследования и истории. И с тем, и с другим, пока очень сложно.
- Я считаю, что расследовательская журналистика сейчас очень важна, именно благодаря тому, что информация стала общим достоянием, журналист-расследователь может вытащить, если он правильно думает, очень много интересных вещей. Только, когда мы говорим о расследовании, мне бы хотелось, чтобы этот жанр развивался как расследование проблем и научных, и экологических, и самых разных. Сегодня расследование - это расследование коррупционных схем. Кстати, это не только у нас. Приезжала моя коллега из Германии, из "Шпигеля", рассказывала, что у них сейчас в каждой газете есть отдел расследования. Они все-все расследуют, зачастую даже не выходя из редакции, через сеть. Да, многое можно сейчас через сеть. Но в расследовании всегда ясно видно, когда журналист всё-таки вышел из редакции, зашёл куда-то, увидел кого-то, так ты понимаешь, что во всём этом участвовали какие-то живые люди. Я за журналистское расследование и считаю, что у него большое будущее. Ещё мне кажется, большое будущее у "эмоциональной журналистики", то что называется "человеческая история". Но для этого нужен какой-то очень особый талант. Вот у нас колумнисты есть, расследователей худо-бедно мы можем найти, а людей, которые способны интересно и складно рассказать историю… Сегодняшние современные средства позволяют эти публикации делать гораздо более интересными. Ты можешь позволить себе цитаты, видео, фото, перекрестные ссылки. Ты можешь сделать свой материал настолько объёмным… В интернете уже все можно сделать, осталось только запахи внедрить.
Есть ли запретные темы в "Росбалте", поинтересовались участники беседы у Натальи Черкесовой. Понятно, что есть ограничения налагаемые законом, и их обязаны соблюдать все. Но в каждом СМИ могут быть свои правила, по поводу освещения тех или иных тем.
- Я даже не могу сказать, что значит запретная тема. Я думаю, что тут вопрос в подаче. Я не решаю многие вопросы, решает главный редактор, но я лично не очень люблю, когда в журналистских материалах затрагивают личную жизнь и детей разнообразных начальников. Если это не связано, например, с незаконными подрядами взрослых детей - это нормально. Но когда лично начинают разбираться с тем, чей ребенок, которая по счету жена, вот это я считаю не очень этично. И еще мне очень не нравится, что мы сейчас находимся в ситуации, когда журналисты полощут журналистов. Драка в СМИ с коллегами из других СМИ - это очень неприятно. Это всё-таки наш дом, и в этом стеклянном доме размахивать палками не самое правильное.
Наталья Черкесова: "Если человек пишет заказной материал, пишет клевету, оскорбляет других людей, он же понимает, что он делает. Он не перестает быть журналистом. Он просто перестает быть порядочным человеком".
Запись прямой трансляции встречи на сайте партнера проекта PITER.TV
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на Youtube-канале SPBSJRU
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализован на средства гранта Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга.
Посмотреть все публикации о мероприятиях проекта.