Встреча лауреатов "Золотого пера" в номинации"Фото года"
20 декабря Гильдия фотожурналистов организовала встречу с фотолауреатами конкурса «Золотое перо» прошлых лет. И даже в воскресный дождливый вечер в Академии «Фотографика» на Большой Морской, 50, собралось несколько десятков слушателей.
Как подчеркнул председатель Гильдии, двукратный победитель в фотономинации «Золотого пера» Андрей Чепакин, «Мы находимся по соседству с бывшей редакцией “Невского времени”». До закрытия этой газеты он возглавлял её фотослужбу, и в последние годы редакция этой газеты была одной из кузниц фотокадров. Увы, поле печатной фотографии с каждым годом сужается. Однако фотономинация профессионального конкурса журналистов Петербурга и Ленобласти остается популярной и востребованной. Первым лауреатом по итогам 1995 года стал именно Андрей Чепакин. Но только ему и Дмитрию Ловецкому пока удалось победить несколько раз. За двадцать лет было пятнадцать лауреатов, и все они получили приглашение на этот вечер. В итоге на встречу пришли Ксения Потеева, Евгений Асташенков, Михаил Разуваев, Замир Усманов, Валентин Илюшин, Денис Вышинский, Сергей Строителев. Были также показаны работы трехкратного обладателя «Золотого пера» Дмитрия Ловецкого, находящегося сейчас в командировке, и лауреата Романа Кнецера, приславшего из США приветствие участникам встречи. Собственно, с обсуждения его работы «Бог под боком» и началась встреча.
В этот вечер на экране пронеслась не только история петербургской фотожурналистики, но и история нашей страны, вспоминались и важные мировые события… Военные конфликты – Нагорных Карабах, Косово, Украина, землетрясение в Спитаке… Сверхзадача фотожурналиста увидеть мир во всем его многообразии: не только драматические события запечатлевает фотокорреспондент, но и обычную ежедневную жизнь людей.
В свое время в России прославились писатели-деревенщики, а фотографом-деревенщиком справедливо можно назвать Евгения Асташенкова из «Тосненского вестника», автора фоточерка о сельском враче Валерии Васильеве из поселка Родофинниково. «Возможно, это не такие уж искусные фотокадры, но я пытался рассказать об этом удивительном человеке, которого уже сегодня нет с нами, но которого помнят все в Родофинниково и в окрестных селах». Или тема половодья, чуть ли не каждый год обрушивающегося на Ленобласть. «Замир Усманов успешно узурпировал эту тему», – пошутил Асташенков. Замир же сразил своих коллег одним кадром, на котором афроамериканский молодой человек умоляет о чем-то полицейского, а вокруг люди, собравшиеся на марш протеста за толерантность против ксенофобии (фотография была опубликована в «Смене» и «МК в Питере»). Или вот следующий кадр Дениса Вышинского, сделанный для «Коммерсанта»: Лужков позади Путина и Медведева перед своей отставкой. Здесь всё понятно без комментариев.
Одна из немногих девушек-лауреатов Ксения Потеева запечатлела для «Фонтанки.ру» в одном кадре процесс над криминальным авторитетом Кумариным. (За историю конкурса ещё одной победительницей была Лидия Верещагина из журнала «Город – 812».) Сегодня Ксения Потеева – редактор фотовидеослужбы «Фонтанки.ру». Она рассказала о том, что всегда призывает коллег не только создавать уникальные кадры и подписи к ним, но учиться писать развернутые тексты.
Сергей Строителев в прошлом году представил на суд жюри несколько снимков из разных серий. Он предпочитает не сиюминутный кадр, а детальное погружение в судьбы людей. Так родились его циклы работ в сотрудничестве с «Красным Крестом» и «Врачами без границ».
Один из участников встречи заметил: «У всех у нас есть снимки с Марша несогласных», но какие это разные снимки! Михаил Разуваев, в недавнем прошлом фоторепортер «Коммерсанта», а сегодня – руководитель фотовидеослужбы ФК «Зенит» рассказал о своей работе. Как он заметил, «съемка в “Коммерсанте” – это трудоемкий ежедневный конвейер». Из серии представленных на конкурс снимков жюри особенно оценило этот кадр.
Много фоторабот, которые и снимать, и смотреть без боли нельзя. Валентин Илюшин, в частности, показал, непростой для себя фоторепортаж, созданный во время журналистской благотворительной акции «День волонтера». На кадрах дети из психоневрологического интерната. «Мне кажется, я всё корректно отснял, мне не стыдно…»
Но есть и веселые работы, но их не так много…
Безусловно, за каждым кадром стоит колоссальная работа, а иногда и риск для собственной безопасности, много возникает сложных этических ситуаций, и порой решение фотографу приходится принимать за секунды. Вот, например, известному фотожурналисту Анатолию Мальцеву пришлось не только снимать, но останавливать экстремистски настроенных националистов, напавших на автобус с гастарбайтерами. Коллеги сумели запечатлеть этот редкий кадр.
Председатель Гильдии фотожурналистов Андрей Чепакин поблагодарил всех присутствовавших на встрече и за радушный прием – Академию «Фотографика».
Конкурс «Золотое перо» – 2015 стартовал не так давно, и организаторы призвали фоторепортеров принять в нём активное участие. Фотоработы, опубликованные в печатных и интернет-СМИ в 2015 году, будут приниматься до 4 марта 2016 года.