Антижурналистика о вечных ценностях
На очередном заседании журналистского клуба "Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга" главный редактор Журнала Учёта Вечных Ценностей "Адреса Петербурга" Сергей Ярошецкий рассказал о том, каким "вечным ценностям" он ведет учет и почему у издания "антижурналистская" концепция. Участники встречи также узнали о том, почему, закончив инженерно-строительный вуз, Сергей Ярошецкий 30 лет назад стал журналистом.
Ведущая журналистского клуба Ирина Иванова в начале беседы сообщила, что в этом году Сергей Ярошецкий отмечает 30-летие профессиональной журналистской деятельности. В 1989 году Сергей Ярошецкий стал штатным сотрудником газеты "Вечерний Ленинград". Впрочем, до этого, во время обучения в вузе, он уже имел некоторый журналистский опыт. Хотя вуз у него был совсем не журналистский и учился он на инженера-строителя.
– В журналистику я захотел, когда прочел книжку американца Роберта Сильвестра, которая называется "Вторая древнейшая профессия". Ее в 50-е годы специально в Советском Союзе издали, чтобы наши советские люди прониклись отвращением к продажной американской журналистике, и вообще буржуйской. Там была очень так вкусно и с большим знанием дела изображена жизнь большой нью-йоркской газеты. С ее всякими теневыми сторонами. И мне вся эта отвратительная жизнь газеты так понравилась, что я твердо решил стать журналистом на 2 курсе института... Пришел в редакцию газеты "За строительные кадры" и до выпуска работал там в молодежной редакции, стал молодежным редактором этой газеты студенческой. И довольно много писал в газету "Смена", сотрудничая с отделом учащейся молодежи этой газеты. Прекрасно знаком с Натальей Чаплиной, которая этот отдел возглавляла, с тех пор мы дружим с Аркадием Сосновым и Сашей Чиженком.
Но после окончания вуза Сергей Ярошецкий отправился не в редакцию, а на стройку. Он говорит, что быть инженером ему очень нравилось и до сих пор нравится. И если бы спустя три года, звезды не сошлись таким образом, что отвечающий за тему строительства сотрудник не ушел из газеты "Вечерний Ленинград", а ищущее ему замену руководство не вспомнило бы о молодом, но со знанием дела пишущем по этой теме Сергее Ярошецком, вполне возможно, не было бы в городе журнала "Адреса Петербурга". Зато, зная энергию Сергея, можно уверенно предположить, что была бы в городе возглавляемая им хорошая и креативная строительная фирма.
Сергей Ярошецкий: "Если бы в 1989 году меня не пригласили в "Вечерний Ленинград", а журналистика была просто сияющей мечтой такой, я бы, конечно, со стройки никуда не ушел. Но так случилось… "
После "Вечернего Петербурга" было много разных и интересных работ. Сергей был одним из первых собкоров "Коммерсанта" в Питере, шеф-редактором петербургского выпуска "Известий", редактировал местные страницы "Парламентской газеты", вел колонку в "АиФ", был генеральным директором журнала "СПб.Собака.ru", работал над рядом городских и корпоративных журналов, преподавая в разных вузах, выпускал со студентами городскую студенческую газету "Пара". История же "Адресов Петербурга" началась еще тогда, когда Сергей Ярошецкий работал в "Коммерсанте", когда к нему обратился с просьбой главный редактор (на тот момент) газеты "Коммерсантъ" Андрей Васильев.
– Андрей Васильев мне однажды позвонил и попросил помочь его другу, который здесь в Петербурге ввязался в издание журнала и совершенно не знал, что с этим делать. Для меня в это время Андрей Васильев был начальником, и поэтому я, конечно, не мог отказаться. Издание называлось "Квадратный метр вашего дома" и было интерьерным журналом. Я согласился им заниматься, но отказался делать такой журнал, каким он был. Мы с коллегами разработали концепцию журнала "Адреса Петербурга" и превратили этот интерьерный журнал в журнал историко-культурный, краеведческий.
Сергей Ярошецкий: "Журнал мы придумали как такую антижурналистику. Так, вообще говоря, журналистика не делается".
В 2003 году в свет вышел первый номер Журнала Учета Вечных Ценностей "Адреса Петербурга". Издание выходит обычно четыре раза в год, но иногда и чаще. За прошедшие 16 лет выпущено порядка 70 номеров, несколько сборников на основе рубрик журнала, реализованы интересные проекты, в числе которых, например, "Крымская экспедиция".За четыре года действия этого проекта проведено несколько автопробегов из Санкт-Петербурга в Крым и по Крыму, выпущено три специализированных выпуска журнала. Первый номер был посвящен легендарному путешествию Екатерины Великой в Крым, последний – Суворову и Крыму. Номер же 2018 года о Севастополе и Петербурге получил Премию Правительства города в области журналистики в номинации "Лучшие публикации в городских печатных СМИ".
– Журнал сейчас выходит именно так, как мы его от начала и до конца придумали в 2003 году. И придумывали мы его как такую антижурналистику. Я очень люблю газетную работу, так же, впрочем, как и инженерную работу на стройке. Мне очень повезло с теми профессиями, которые у меня есть. Но, когда мы делали этот журнал, мы решили, что сделаем все наоборот. Как, вообще говоря, журналистика не делается. Мы сразу решили, что это будет выражаться не во внешней оригинальности. Хотя должен сказать, что сетка журнала, которую сделали художник Александр Флоренский и дизайнер Дмитрий Харшак, на мой взгляд, совершенно блистательная. Но мы с самого начала решили, что не будем привязываться к так называемым временным информационным поводам, то на чем строится журналистика. Именно потому, что я очень хорошо понимаю, как делать журналистику, привязанную к временным информационным поводам, мы смогли от этого отказаться и сделать журналистику, которая построена совершенно по другому принципу. Журнал "Адреса Петербурга" – это журнал с жестким раз и навсегда заданным рубрикатором и темами, которые определяют логику развития этой городской энциклопедии. Я бы сказал, что мы делаем такую тематическую городскую энциклопедию.
Если просмотреть рубрикатор журнала, можно понять, что создатели журнала считают "вечными ценностями" нашего города. В каждом номере материалы посвящаются учреждениям и строениям, историческим личностям и современникам, улицам и музеям, садам и паркам. Есть даже рубрика "Животное"; в последнем, например, номере, посвященном блокадной теме, в ней можно прочитать о знаменитой бегемотихе Красавице, пережившей блокаду.
– Когда я говорю, что мы не привязываемся жестко к информационным поводам, это не означает, что мы от жизни отрываемся совсем. Например, этот год знаковый, я бы так сказал, в сохранении памяти об Ленинградской блокаде. И дело даже не в юбилейной дате, а в том, что в этом году принимаются судьбоносные решения по сохранению памяти о блокаде. Мы к этому году приурочили выпуск номера "Блокадный архипелаг", где постарались предельно подробно раскрыть концепцию блокадного архипелага, предложенную Михаилом Борисовичем Пиотровским. Это настолько масштабно, что нельзя сказать, что это просто информационный повод. Мы пишем о событиях, но только о тех, которые действительно имеют постоянное, вечное, непреходящее значение.
Поясняя, что же за события могут быть учтены как "вечные ценности", Сергей Ярошецкий тут же быстро набрасывает план номера, который бы он посвятил воссозданию Дома журналиста. Воссоздание такого исторического здания – это достойное событие для "учета". И если бы такой журнал создавался, в нем бы появились статьи и об архитекторе, и о первых владельцах, и о знаковых для петербургской журналистики людях… Так создается каждый журнал, раскручивая одну тему. И даже если номер посвящен одному зданию, он рассказывает обо всем городе. При этом "Адреса Петербурга" имеют свой подход к тому, что в Санкт-Петербурге нужно сохранять и беречь.
– Подход и взгляд на город "Адресов Петербурга" заключается в том, что мы считаем концептуально этот город совершенно потрясающим, удивительным и заслуживающим восхищения и сохранения в любой момент его истории. Например, мы на обложке одного из номеров поместили разрез церкви, которая находится на Васильевском острове, где внутри тренажер для водолазов. То есть, если бы сейчас стоял вопрос о том, что надо разрушить эту церковь внутри, чтобы туда внедрить этот тренажер для водолазов, мы были бы категорически против и считали бы это варварством. Но не меньшим варварством мы считаем и разрушение такого артефакта. Потому что в этом городе что случилось, то случилось… И очень много блистательного получилось, даже если это было сделано варварски. У нас был однажды спор за круглым столом, и в запале мой оппонент сказал: "Вы хотите, чтобы город был таким как сейчас или таким как во время Петра?". На что я ответил: "Вы болота хотите возродить?" На самом деле история Петербурга настолько мимолетна… 300 лет для города – это просто миг. Люди даже не отдают себе в этом отчета, говоря "во времена Петра". Во времена Петра здесь не было ничего. И то состояние, в котором город находится сейчас, заслуживает сохранения практически в любой точке города.
Есть у издания "Адреса Петербурга" еще одно "антижурналистское отличие". Авторы журнала – это не журналисты. Сергей Ярошецкий говорит, что к этому решению в издании шли долго, но все же пришли к тому, что профессиональные журналисты делают в нем техническую работу, а главным технологом является главный редактор. Авторами же текстов являются специалисты, ученые, авторитетные в своей сфере эксперты. При этом издание активно сотрудничает с вузами, привлекая к работе студентов.
Сергей Ярошецкий: "Наши авторы – это люди, которые Петербург исследуют, изучают и развивают, но не те люди, которые просто о нем пишут".
– Я довольно долго преподавал, и уверен, что журналистика, так же как и пиар, это дело исключительно прикладное. Преподавать теорию, не связывая ее с практикой, абсолютно бессмысленное занятие, на мой взгляд. И у нас студенты участвуют в каждом номере абсолютно. Авторы наших материалов люди занятые, и, чтобы экономить время, к ним – этим самым знаменитым людям – отправляются студенты. Они их интервьюируют, записывают, потом расшифровывают, и делают материал либо в формате интервью, либо в формате изложения (у довольно часто написано "Со слов такого-то записано таким-то"). Отмечу, что исследователи Петербурга – это уникальные люди, они совершенно магнетически притягательны. И студенты, которые к нам приходят, до такой степени проникаются авторитетом и потрясающей притягательной силой этих людей, что их потом от журнала палкой не отгонишь.
Надо отметить, что журнал, посвященный вечному, в профессиональном плане весьма успешно трансформируется в соответствии с новыми медийными трендами. Пару лет назад у издания появился новый современный медиаресурс. И сейчас виртуальный журнал активно развивает пей-волл, давая возможность читателю приобрести онлайн-версию раньше, чем выйдет в свет печатная.
– Кристина Муравьева – это человек, с которым связан огромный, начавшийся 2,5 года назад этап в истории журнала. Ее командой был создан виртуальной журнал, очень сильно отличающийся по форме подачи от бумажного. И мы смогли уйти на тираж 1000 экземпляров, который продается в розничных сетях, прежде всего в "Первой полосе". Также благодаря команде Кристины у нас есть хорошие группы в социальных сетях.
"Редакция принимает к учёту только те объекты, которые вызывают у её сотрудников искреннее неподдельное восхищение. Объекты же, восхищения не вызывающие, в журнале никак не отображаются" (adresaspb.ru)
Надо отметить, что Сергей Ярошецкий возглавляет не только журнал "Адреса Петербурга", но и Гильдию журналистов, пишущих об архитектуре, строительстве и сохранении культурного наследия Союза журналистов СПб и ЛО. Создание этой Гильдии он инициировал пару лет назад, Союз поддержал инициативу, и за прошедшее время участники встреч Гильдии успели побывать в самых разных, интересных и для журналистов, и для специалистов местах, в их числе строящаяся станция метро "Проспект Славы", древние крепости Копорья и Ивангорода, музей "Керамарх" в момент его открытия, реставрационно-хранительский центр Эрмитажа, где участникам встречи об уникальном "открытом хранении" рассказывал сам Михаил Пиотровский.
– Наша Гильдия – это прежде всего площадка для общения между журналистами и коллегами, которые работают в компаниях, органах власти, управления. Мы всячески стараемся налаживать этот мостик. В будущем у Гильдии безусловно расширение в сторону молодежи. А ближайшее заседание будет связано с краснокирпичной архитектурой, по которой у нас есть совершенно потрясающий специалист – Маргарита Сергеевна Штиглиц, член Всемирного клуба петербуржцев.
Надо отметить, что с 2017 года Всемирный клуб петербуржцев является официальным партнером журнала "Адреса Петербурга". Как рассказала на встрече Председатель правления клуба Валентина Орлова, с журналом в клубе познакомились намного раньше, и сразу его полюбили. Потому что темы, которые освещало издание, созвучны тому, что обсуждается на заседаниях клуба.
Валентина Орлова: "Президент Всемирного клуба петербуржцев Михаил Борисович Пиотровский всегда говорит, что на том месте, на котором стоит Петербург, города не строят. Но любовь петербуржцев держит город. И наш девиз: "Любовью к Петербургу сберечь душу города..." И в любом номере журнала "Адреса Петербурга" можно увидеть душу Сергея Ярошецкого, его любовь к городу, его любовь к читателю".
Запись прямой трансляции встречи на сайте партнера проекта PITER.TV
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на Youtube-канале SPBSJRU
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализован на средства гранта Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга.
Посмотреть все публикации о мероприятиях проекта.