Детским СМИ все труднее смотреть в будущее
На Всероссийском научно-практическом семинаре «Средства массовой коммуникации как инструмент воспитания подростков и юношества», прошедшем 20-21 декабря в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ обсудили насущные проблемы детских и подростковым СМИ.
В работе семинара принимали участие педагоги, психологи, журналисты, режиссеры, книгоиздатели, представители общественных организаций и государственные деятели. Центральным событием стал круглый стол, посвященный проекту федеральной целевой программы «Средства массовой коммуникации как инструмент воспитания подростков и юношества». На нем участники попытались проанализировать ситуацию и пришли к выводу, что сегодня детским СМИ становится все труднее смотреть в будущее.
Согласно данным исследовательской компании АЦВИ доля вещания детских передач на телевизионном рынке составляет лишь 0,23%, современных юношеских фильмов по-прежнему не хватает, а те, что снимают, почему-то не выходят в прокат. Подросткам ничего не остаётся, как просто искать информацию на различных источниках в социальных сетях и смотреть видеоблоги.
На круглом столе собравшиеся отметили, что тема волнует их не только как профессионалов, но и как граждан и родителей. Вопрос стоит не только в производстве нового современного созидательного контента для детей, подростков и юношества, которого сейчас так не хватает, но и в обучении этой аудитории медиаграмотности – умению отделять и выбирать информацию.
Заместитель председателя Комитета по молодежной политики Борис Заставный: «Сейчас нужны фильмы, нужны сериалы для подросткового и юношеского возраста, которых остро не хватает. Детям необходимо доверительное общение. Назидательный подход с подростками не работает, мы должны быть им друзьями. Тогда они не будут пропадать на сомнительных ресурсах в интернете, будут с нами разговаривать».
О чем нужно говорить в новых коммуникационных средах для подростков и при помощи каких средств делать так, чтобы им это было интересно? По мнению начальника отдела воспитания и дополнительного образования Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга Елены Спасской «ничего лучше того, что называется базовые ценности, уже не придумать. Это то, что касается семьи, природы, общества, родины, здоровья и так далее. Вот они есть, есть комплекс этих базовых ценностей и вокруг них и строится, по сути, сегодня и образовательный процесс, и процесс воспитания».
Присутствующие отметили, что поднятие вопроса о возрождении средств массовых коммуникаций для детей, подростков и юношества именно в Петербурге не случайно. Ведь именно здесь несколько столетий назад появился первый журнал для детей в России «Детское чтение для сердца и разума», здесь же существовало уникальное детско-юношеское телерадиовещание.
Вспоминая опыт работы детской и молодёжной редакций ленинградского радио и телевидения, радиожурналист Виктор Сидоров заметил: «Этим занимались люди, которые очень любили свою страну». Почему в какой-то момент это оказалось утеряно? – вопрос, который всерьез волнует и организаторов, и участников семинара.
И сейчас подростковыми СМИ и кино занимаются в основном, как они сами себя называют, «подвижники и альтруисты». Ведь на телеканалах открыто говорят о том, что контент для детей и подростков не нужен, потому что не приносит прибыли. Такой позиции часто придерживаются и прокатчики.
Депутат Госдумы VII созыва Николай Будуев: «На самом деле, проблема в том, что мы молодежь не слышим. У нас сейчас ключевая проблема еще и в том, чтобы понять, как мобилизовать аудиторию, потому что сегодня существует переизбыток информации».
С тем, что необходимо менять ситуацию вокруг средств массовой коммуникации для детей, подростков и юношества, согласились все участники семинара. Только делать это нужно комплексно, и без поддержки государства тут никак не обойтись.
Семинар, который планируется сделать ежегодным, прошел при партнерской поддержке Фонда «Лесной родник» и Санкт-Петербургской региональной благотворительной общественной организации «Сад жизни». Итоговая резолюция семинара передана представителям органов власти как экспертные рекомендации по формированию законодательной базы и принципов организации эффективного использования СМК как инструмента просвещения и воспитания подростков и юношества в контексте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».